Четверг . 28 Март . 2024

 

Победа сборной СССР на чемпионате мира 1990 года, завоевание бронзовых медалей на Олимпийских играх 1992 года, две победы в чемпионатах СССР, несметное количество медалей внутреннего советского и российского первенств, две победы в Кубке обладателей кубков, неоднократное участие в полуфиналах и четвертьфиналах еврокубков, финал Кубка чемпионов — это далеко не  полный список достижений Александра Ивановича Тарасикова, легендарного гандбольного тренера, основателя и многие годы бессменного руководителя краснодарской женской гандбольной команды «Кубань».
После скандального расставания с краснодарским клубом в его карьере были другие команды. С запорожским «Мотором» он победил в чемпионате Украины, в московских «Вишняках» и звенигородской «Звезде» работал старшим тренером. Затем вновь вернулся в Краснодар.
С Александром Ивановичем мы встретились перед недавним матчем «Кубани» с «АГУ-Адыиф» в Краснодаре. Воспользовавшись случаем, попросили его специально для «Майкопских новостей» рассказать о перипетиях в своей карьере, о нынешней сборной России, о прошлом и настоящем «АГУ-Адыиф», с которой Тарасикова связывают давние дружеские отношения.
— Российская пресса давно о вас не писала, Александр Иванович. Чем сейчас занимаетесь?
— Ну, во-первых, я уже на пенсии. А так, работаю в клубе спортивной   подготовки по игровым видам спорта инструктором-методистом по пляжным видам спорта — гандболу и волейболу. А еще работаю в гандбольном УОР аналитиком.            
— Вы проработали в «Кубани» более трех десятков лет. И это были лучшие годы в спортивной истории клуба. Нет ли у нас возможности снова увидеть вас на тренерском мостике?
— «Кубань» — это мое детище, я ее основал, и действительно именно под моим руководством команда добилась своих самых значимых результатов. Я без малого отдал команде 37 лет своей жизни,  но сегодня, к сожалению, именно под названием «Кубань» выступает команда, которая не претендует не то что на попадание в еврокубки, но даже и на медали российского чемпионата.
После того, как меня уволили из родной команды, я получил приглашение в Запорожье. Местный «Мотор» стал чемпионом Украины, за тот сезон мы не потерпели ни одного поражения. Кстати, один раз приезжали в Майкоп, на турнир памяти Султана Джанчатова. После я работал в Москве с «Вишняками», командой, которая постоянно боролась за выживание. Но мне с нею удалось пробиться в еврокубки. Участие в Кубке кубков до сих пор является самым значимым событием в истории «Вишняков». С 2009 года работал в звенигородской «Звезде» старшим тренером, а главным был Евгений Трефилов. Старший тренер — это очень ответственная должность: ты должен  успевать помогать и главному тренеру, и подсказывать игрокам. В то время в «Звезде»  уже начали возникать проблемы: основные опытные игроки начали чуть-чуть сдавать, чаще травмироваться, поэтому необходимы были новые молодые игроки, которых надо было встроить в игру. Два года мы работали в тандеме с Трефиловым, и, я считаю, работали хорошо. Потом у руководителей команды поменялись планы, и они пригласили в «Звезду» иностранцев. Но всякий раз, когда я уходил на новое место работы, Краснодар не покидал. И я, и семья жили здесь. Признаюсь, все эти годы я ждал, что меня пригласят назад в родную команду. Да и сейчас с радостью соглашусь возглавить «Кубань», без которой себя представитъ уже не могу.
— Вы нередко выступаете экспертом. Поделитесь впечатлениями от игры сборной России на чемпионате мира и оцените шансы на попадание команды на Олимпийские игры.
— Я надеюсь, что после пятого места на этом чемпионате мира начнется возвращение женской сборной в мировую элиту. Поражение в четвертьфинале, в котором наша сборная уступила Польше с разницей в один мяч, — чистое невезение. Посмотрите, в матчах за 5—8 место сборная России доказала, что тот проигрыш был случайностью, ведь сначала были обыграны француженки, а потом и хозяйки чемпионата — сборная Дании. Кстати, матч с датчанками складывался очень неудачно, к перерыву наша сборная проигрывала уже 4 мяча, но после паузы девочки собрались, вышли вперед и победу не упустили. Вообще на этом чемпионате чувствовались хорошие рабочие отношения между тренером и командой, именно этот благоприятный фон и стал залогом одержанных побед.
Если же говорить о шансах, то, считаю, наша команда должна легко попасть в Рио-де-Жанейро, ведь олимпийский отборочный турнир пройдет у нас, в Астрахани, а соперники — Швеция, Польша и Мексика не самые сложные. У нас опытный и по-прежнему амбициозный тренер, к тому же для большинства основных игроков это последняя реальная возможность взять медали на Олимпиаде — самом важном соревновании в карьере любого игрока. Кстати, я думаю, что завоевать медаль на Олимпийских играх легче, так как квота от самого сильного гандбольного региона — Европы ограничена. Многие сильные команды не попадут в Рио, и, на мой взгляд, добиться успеха на чемпионате мира, а тем более на чемпионате Европы гораздо сложнее. Именно сейчас, на этих Олимпийских играх, сборная России — реальный претендент на медали.
— В интервью для книги о Султане Джанчатове «Жизнь, отданная гандболу» вы сказали: «Я рад, что он начинал работать с девочками под моим началом». Расскажите о том, как это случилось.
— Султан хотел и умел работать с детьми, я же, в свою очередь, помогал ему, так как нередко забирал его девочек к себе, в «Кубань». Мальцева, Мельникова, Яченко, Щербаха — его воспитанницы, раскрывшие свой талант и добившиеся успехов уже под моим руководством. Но его воспитанницы 1977 года стали чемпионками главного молодежного турнира страны — «Стремительного мяча», что и послужило основой для появления в Майкопе собственной гандбольной команды. Именно после этого и началось соперничество между Майкопом и Краснодаром, что, однако, не мешало нашей дружбе с Джанчатовым.
— С уходом Султана Мосовича команда потеряла отца-основателя, но, по вашему мнению, что именно поменялось в «АГУ-Адыиф» после сентября 2003 года?
— В первую очередь, не только команда, а все мы потеряли человека, для которого «АГУ-Адыиф» не просто жизнь, а чуточку больше. Команда потеряла не просто тренера, основателя и вдохновителя, а самое главное — душу. С уходом Султана Мосовича, можно сказать, закончился большой гандбол в Майкопе. Пошли постоянные смены тренеров, но кого ни поставь у руля команды, больше, чем Султан, сделать уже невозможно, а максимально приблизиться к сделанному им ни у кого не получилось. Хотя, на мой взгляд, неплохо получалось руководить командой у Александра Ревы, который сегодня доказывает свою состоятельность в «Звезде», тренируя такую сильную команду уже третий год. Вообще Султан Джанчатов — это эпоха в майкопском спорте, легенда республики. Именно благодаря таким людям, как Джанчатов, Якуб Коблев, Республику Адыгея знают далеко за ее пределами.
— Так называемых «южных дерби» — матчей между «АГУ-Адыиф» и «Кубанью» состоялось более 70, и всегда накал у этих игр был впечатляющим. Вспомните самый напряженный матч.
— Самые напряженные матчи у нас получились в том сезоне, когда «АГУ-Адыиф» в первый раз удалось взять бронзовые медали, то есть в сезоне 1998/1999 гг. (в том сезоне «АГУ-Адыиф» и «Кубань» встретились 7 раз, трижды победили майкопчанки, дважды краснодарки и два раза была зафиксирована ничья), а вообще каждое дерби, тут вы правы, — это матч с повышенным напряжением. К тому же происходила борьба и на тренерском мостике между мной и Джанчатовым. За пределами площадки, как я уже сказал, у нас с Султаном были дружеские отношения, но во время игры дружба уходила на второй план. Даже разговора не было о каких-то договорах в игре, дележке очков: дерби было исключительно честным. В Майкоп же я приезжал, как к себе домой, я даже считаю столицу Адыгеи своей второй родиной: на трибунах было большое количество моих друзей, товарищей, тех людей, которые знали, что для майкопского гандбола я не чужой человек.
— «АГУ-Адыиф» удалось завоевать бронзовые медали уже на второй год участия в суперлиге. Могли ли вы представить такой расклад перед началом того сезона?                      
— Можно сказать, я рассчитывал на это. В то время очень хотел, чтобы моя «Кубань» стала чемпионом России, а «АГУ-Адыиф» Султана — второй. Я невероятно сожалею о том, что осуществить эту мечту не удалось. Возможно, получилось бы позже, но Султан ушел от нас очень рано.
— Чтобы выйти на прежний уровень, «АГУ-Адыиф» нужно снова дождаться нового талантливого поколения или есть другой путь решения проблемы?
— Сейчас гораздо сложнее добиться успеха. Раньше жили мечтой, была цель, все знали, к чему нужно стремиться. Не было такого количества отвлекающих моментов: телефоны, интернет, ничего не было. Была мечта и цель, добравшись до которой, ты добьешься нужных результатов, достигнешь того, о чем мечтал, и реализуешь себя в жизни.
А вообще самая главная проблема не только майкопского, но и всего российского гандбола — в отсутствии массовости. Раньше говорили: «Из массовости может получиться мастерство». Если оглянуться в прошлое, в Союзе сколько было гандбольных школ? Тысячи! А сейчас? Сейчас наш гандбол еще держится за счет хороших школ в Астрахани, Тольятти, Волгограде, и то много хороших игроков выпустить не получается, воспитываются поодиночке. Например, Анна Вяхирева, безусловно, талантлива, но на целое поколение практически одна.      
Есть еще проблемы и в руководстве на разных уровнях. Начальникам проще взять кого-то со стороны. Ведь если посмотреть на теперешний Майкоп, на «Кубань» и сравнить с тем, что было при мне и Султане, — это невероятная разница. У нас все свои играли, а если и были пришедшие, то только высокого уровня и не в таком количестве. Сейчас и не узнать, откуда команда:  игроки собраны со всей страны, причем не все хорошего качества. Да, раньше финансы не позволяли держать приезжих, денег-то на своих еле хватало. Зато результат был, а сейчас вроде бы деньги есть, а результата нет. И это не только в гандболе, но и в баскетболе, волейболе. У всех играют иногородние, доморощенных почти нет. И это большая проблема.
...Прозвучал стартовый свисток о начале матча. Надо было возвращаться на трибуну. А так не хотелось! Сколько интересного, неожиданного узнал во время беседы с Тарасиковым. Так не хотелось прекращать это общение. Вспомнилась одна заметка, давно прочитанная в старом журнале об Александре Ивановиче, где говорилось, что о гандболе он может говорить бесконечно. Судя по всему, он с тех пор не изменился. Что, впрочем, не удивительно: ведь речь идет об игре не только его молодости, но и всей жизни...
Николай Спирчагов.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости