Пятница . 19 Апрель . 2024

Когда пришло время Исмаила, он написал заявление в военкомат с просьбой отправить его на фронт. Учеба была краткосрочной. Боевое крещение получил под Сталинградом. Мужественный и храбрый воин был назначен командиром взвода конной полковой разведки.
Спустя годы Исмаил Нагоев часто вспоминал один из боевых эпизодов. Февральским днем 1943 года начальник штаба полка вызвал его к себе. Приказ был коротким: «Доставить «языка»! Когда стемнело, разведчики в белых маскхалатах начали пробираться к переднему краю фронта. Поиск оказался трудным: глубокий снег, туман.
На нейтральной полосе Исмаил Нагоев столкнулся с плечистым гитлеровцем, который с ножом бросился на сержанта. Рядом оказалась только радистка Валя. Воин вмиг оценил обстановку. Действовал автоматически, как на борцовском ковре в спортивном зале: сделал ложный выпад, применил болевой прием, и холодное оружие выпало из рук врага, но фашист оказался физически сильнее. Выручила Валя. Выбрав удобный момент, она вложила в ладонь командира гранату-лимонку. Исмаил оглушил немца. Находчивая девушка и сержант приволокли «языка» в штаб полка.
О том фронтовом времени И.Х. Нагоев рассказывал своим родным: «В маленьком сарайчике у костра было тесно. Кто-то сушил портянки, кто-то протирал автомат. Вовсю шла маскировка. Поскольку новые белые халаты не получили, вывернули белой подкладкой вверх ватники и брюки. А у кого подкладка была темной — поверх надевали теплое нижнее белье. Зеленые каски терли о побеленные стены сарая. От этого они лупились и темнели. Мои бойцы, закончив переодевание, дремали на снегу. Лошадей покормили вдоволь, их копыта обмотали тряпками, чтобы шума было меньше.
По карте ознакомился с территорией врага: надо было как можно точнее разведать расположение фашистской артиллерии и танков, а сведения передать командованию полка. Кое-что выведали, но ценной необходимой информации не получили. Поэтому рискнули войти в глубь вражеского расположения и вдруг поняли, что немцы начали нас окружать. Неужели заметили? Пойти в лоб — затея бессмысленная, ибо противник окопался высоко и мог нас расстрелять в упор. Решили продолжить движение: в таком случае враг не сможет вести даже минометный огонь, потому что рисковал бить по своим, а стрелять из пулеметов сверху вниз в мертвое пространство — впустую тратить снаряды. И все-таки гитлеровцы бегом вынесли на высоту батарею тяжелых минометов. Черным дымом затянуло тропинку, по которой нам, разведчикам, надо было проскочить. Лошади вынесли нас из этого обстрела.
Мы поменяли наблюдательный пункт и увидели то, что нам было надо. Информацию передали по рации своему командованию, взяли в плен троих фашистов. Провели эту операцию без потерь благодаря нашим лошадям».
Далее боевой путь Исмаила Нагоева прошел через Киев, Брусилов, Козатин, Львов, Проскуров, Тернополь, Австрию, Румынию, Венгрию. Он был удостоен орденов Отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалей «За оборону Сталинграда» и других.
Родной аул Новобжегокай встретил доблестного воина с почетом. Началась мирная трудовая жизнь. Исмаил Хаушевич два года проработал председателем сельсовета. Однажды решил навестить друга, который работал в конном эскадроне милиции в Краснодаре. Тот стал уговаривать фронтовика оставить кабинетную должность и перейти на более «живую» работу в органы внутренних дел. Нагоев, не раздумывая, согласился.
Вскоре произошел такой случай. В одном из аулов было совершено убийство кассира. В помощь оперативным работникам прислали командира отделения конного эскадрона Нагоева и милиционера Беретаря. Оба отличились в задержании преступников. Одним словом, на гражданке, как на фронте.
И.Х. Нагоев 37 лет отдал службе в органах внутренних дел, в том числе и в Майкопе. К боевым наградам добавились знак «Отличник милиции», две медали «За безупречную службу».
Мурат Беретарь,
член Союза
журналистов России.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости