Четверг . 25 Апрель . 2024

— Сопровождение замещающих семей, — рассказывает Татьяна Юрьевна, — это работа с семьями, недавно взявшими в семью ребенка или имеющими уже солидный стаж приемной семьи. Она проводится в три этапа: первый — это подготовка кандидата в замещающие родители, второй — сопровождение по адаптации детей в семьях. Этот сложный этап проходит по-разному, бывает по длительности до шести лет. Третьим этапом идет сопровождение семей, которые уже много лет живут вместе. Эта работа уже другой направленности. Здесь могут иметь место групповые занятия с родителями, с детьми, совместные. Есть и такая форма, как клуб замещающих родителей.
К сожалению, если школа приемных родителей, которая стала обязательной с 2012 года, охватывает практически всех кандидатов, то сопровождение — это процесс необязательный, но очень необходимый. Мы работаем, конечно, с приемными семьями, и многие охотно идут на добровольный контакт. Но есть категория замещающих родителей, в которую входят родственники детей. И тут сложность заключается в том, что эти люди, даже если имеют большие проблемы в отношениях с ребенком, просто не знают, куда обратиться за помощью. Об этом в числе прочих тоже говорилось на семинаре в Ставрополе.
Вообще в этом мероприятии принимали участие руководители и сотрудники детских домов, социальные педагоги. Очень много полезного я почерпнула из этой работы, так же, как и многое мои коллеги переняли из опыта майкопских педагогов-психологов.
Все участники семинара сошлись во мнении, что работа школ приемных родителей приносит положительные результаты. Обучение в них — это возможность для кандидатов оценить свои ресурсы, принять взвешенное решение, подготовить себя и членов своей семьи к проблемам, которые могут возникнуть после принятия ребенка. Обучение показывает, что проведение подготовительных занятий с семьями до того, как они возьмут ребенка в семью, положительно отражается на результатах: уменьшается число неудачных попыток образования замещающих семей, возникает меньше проблем и осложнений в процессе вхождения ребенка в новую семью и его дальнейшего воспитания. Программа подготовки помогает замещающим родителям учиться понимать причины поведения ребенка-сироты, осознавать собственную готовность к созданию замещающей семьи.
Обсуждались и вопросы так называемого «нулевого» этапа, когда кандидат впервые приходит за ребенком. Здесь важно все — подготовка самого кандидата, ребенка, важные моменты поведения при встрече. Например, во что надо одеться, чтобы расположить к себе малыша, или как представиться, что делать в ситуации, если ребенок отказывается идти на контакт. Специалисты также дали рекомендации настаивать на праве кандидатов в замещающие родители проводить заочные встречи. То есть после ознакомления с анкетными данными ребенка понаблюдать за ним на игровой площадке, в группе.
По закону существует такое понятие, как «гостевая семья». Многие наши кандидаты перед усыновлением хотят, чтобы ребенок посетил их дом. И тут у участников семинара развернулась дискуссия о том, как правильно это сделать. Мы пришли к мнению, что привозить ребенка в семью должен специалист детского дома, а не сами кандидаты. Ведь для ребенка каждый выезд за пределы учреждения в основном связан с негативными моментами — посещение стоматолога, прививка, например. И важно, чтобы рядом с ним был человек, которого он знает. Во многих детских домах в России есть практика передачи детей в семьи на несколько дней. В нашей республике этого пока нет.
Был поднят также и вопрос психологической диагностики, при которой определяются особенности личности кандидатов. К сожалению, такая работа законом не предусмотрена. Это возможно сделать только при согласии самих кандидатов. Но участники семинара пришли к выводу, что диагностика все-таки необходима, чтобы выяснить, есть ли совместимость между кандидатом и ребенком. Затрагивался и вопрос сложности языкового взаимодействия с людьми разных национальностей. Каждый участник поделился личным опытом преодоления этих трудностей.
По итогам семинара в МБОУ «ЦДК Локус» разрабатывается план дальнейшей работы по сопровождению замещающих семей. В частности, намечена встреча со специалистами детских домов по поводу выработки стратегии проведения первой встречи родителя-кандидата с ребенком, а с начала 2015 года будут организованы групповые работы с детьми и с приемными родителями.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости