Суббота . 20 Апрель . 2024

История электрификации Адыгеи берет свое начало в 1927 году. Тогда, после ввода в строй городской дизельной электростанции в Майкопе впервые вспыхнули «лампочки Ильича». 
Через два года эстафету подхватила и глубинка Адыгеи — в Хакуринохабле была запущена вторая дизельная электростанция. В 1943 году, во время оккупации Майкопа немецко-фашистскими захватчиками дизельэлектростанция была взорвана. После освобождения города электростанция была восстановлена и проработала до 1950 года.
Еще не отгремели последние залпы Великой Отечественной, когда Совнарком СССР 18 февраля 1944 года подписал постановление о строительстве в Майкопе мощной по тем временам гидроэлектростанции мощностью 9,44 мегаватт. Стоимость всех сооружений станции была определена в 45 млн. рублей. Предстояло выполнить огромный объем работы: вынуть 600 тыс. кубометров грунта, произвести бетонные работы объемом в 47 тыс.кубометров.
Место расположения ГЭС было утверждено заместителем народного комиссара электростанций Б.Е. Веденеевым. Строительство станции велось хозяйственным способом с одновременным привлечением подрядных организаций для выполнения специальных монтажных работ.
С 26 марта 1944 года строительство развернулось полным ходом, а сама стройка была объявлена в Краснодарском крае ударной комсомольской. Работы выполнялись «народно-скоростным» методом, в них было занято население Майкопа и восьми районов Адыгеи и Краснодарского края. Кроме того, на черновых земляных работах были задействованы немецкие и румынские военнопленные. Помимо плотины и здания ГЭС, необходимо было соорудить сбросной канал. Он был построен руками майкопчан. Старожилы города рассказывали, что главной рабочей силой на объекте были женщины и старики, ведь главной задачей тех дней было все-таки победить врага. В то время в городе не хватало техники, поэтому строительство велось с помощью ручных инструментов: кирок, лопат, ломов. После окончания строительства и до момента пуска станции нередко в пустом русле канала играла детвора. Горожане и бригады из сельских районов выходили на воскресники и субботники, а сама стройка была под пристальным вниманием партийных и комсомольских организаций. В июле 1945 г. ВЦСПС и Народный комиссариат электростанций признали в числе других победителем во Всесоюзном социалистическом соревновании народных строек коллектив строителей Майкопской гидроэлектростанции.
С 1945 года строительство станции ускорилось. В Национальном архиве Республики Адыгея сохранились сведения о выделении транспорта для стройки районами Адыгеи: «...Гиагинской район: автотранспорт — 10 единиц, гужтранспорт — 36 лошадей, 30 быков...».  
Строительство с каждым днем набирало темпы, здесь работали более 500 комсомольцев. В полтора раза перекрывала нормы комсомольско-молодежная бригада под руководством майкопчанки Валентины Диденко, которая неоднократно завоевывала переходящее Красное знамя.
В течение шести лет инженеры и строители шли к намеченной цели. 15 июня 1950 года первые два агрегата Майкопской ГЭС были пущены во временную эксплуатацию. В промышленную эксплуатацию ГЭС была сдана 5 ноября 1951 года, а в декабре того же года вышла на заявленную мощность. 1 января 1952 года Майкопская ГЭС была введена в промышленную эксплуатацию в систему РЭУ «Краснодарэнерго» Главюжэнерго. Она сыграла большую роль в развитии промышленного производства региона в1950—1960 годах.
Сейчас Майкопская ГЭС продолжает служить людям. Она работает в пиковой части графика нагрузок, также являясь резервным источником энергоснабжения Майкопа. Майкопская ГЭС входит в состав ООО «Лукойл-Экоэнерго». В 2007 году на природоохранные мероприятия было потрачено свыше 780 тыс. руб. С целью улучшения экологической обстановки в водоохранной зоне правого берега Белой и исключения подтоплений было произведено наращивание стенки подводящего канала Майкопской ГЭС. Стоимость работ составила 230 тыс. руб. Для защиты территории Майкопской ГЭС было выполнено строительство струенаправляющей шпоры. Это устройство, предохраняющее ГЭС от размыва, обошлось в 550 тыс. руб.
Плотина Майкопской ГЭС давно стала неотъемлемой частью городского пейзажа и является одной из достопримечательностей города, а также памятников истории. Как, впрочем, и сбросной канал, который превратил заречную часть города — в прошлом поселок Первомайский — в настоящий остров. Подножие плотины и берега канала в жаркие дни влекут на свои берега отдыхающих и любителей порыбачить.
Александр Данильченко.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости