Пятница . 19 Апрель . 2024
Указом президента Российской Федерации 2018 год отмечен рядом мероприятий, посвященных 100-летию государственной архивной службы России. Хотя, конечно же, история архивного дела насчитывает уже несколько столетий. Первый государственный, так называемый Царский, архив был создан еще при Иване Грозном. В марте 1720 года Петр I издал первый в России «Генеральный регламент», вводивший в том числе архивы и должности архивариусов во всех государственных органах. Однако еще долгое время все архивы были разрозненными, отсутствовало специальное учреждение, осуществляющее государственное руководство в данной области, что вело к небрежному отношению к документам. После революции 1917 года отечественные архивы и вовсе оказались на грани гибели, поскольку по мнению ряда революционных деятелей эти «залежи бумажного хлама» следовало уничтожить вместе со старым строем. К счастью, к их мнению не прислушались. 1 июня 1918 года был издан декрет «О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР», который стал основополагающим документом в организации архивного дела в стране. — В соответствии с постановлением Кабинета министров Республики Адыгея от 06.12.1993 года №517 были созданы объединенные межведомственные архивы по личному составу при администрациях городов и районов республики, — рассказывает начальник отдела по делам архивов управления делами администрации МО «Город Майкоп» А.В. Зейтунян. — Задачей сотрудников архивов является обеспечение сохранности и государственный учет документов по личному составу; комплектование архива документации по личному составу ликвидированных организаций и предприятий, не имеющих правопреемников; исполнение запросов граждан и организаций. Первоначально так называемый городской архив располагался в здании администрации города, а первым его заведующим была Л.И. Щетинко. Затем в связи с увеличением объема фондов он был перенесен в помещение по ул. Пролетарской, 304. В 2008 году на базе объединенного межведомственного архива по личному составу был создан отдел по делам архивов управления делами администрации МО «Город Майкоп», который возглавил В.А. Глущенко. А к числу основных задач добавилась еще одна — работа с организациями, включенными в список организаций-источников комплектования, утвержденный Управлением по делам архивов РА. Изначально в этот список входило 16 организаций. Но с течением времени он претерпевал изменения, и сегодня список включает 31 наименование. — Анжела Валерьевна, вы руководите отделом с июля 2014 года. Какие изменения в его работе произошли за этот период? — Наше штатное расписание увеличилось на одну единицу, и сегодня в отделе работают 6 человек. И, самое главное, площадь архива увеличилась на 100 квадратных метров, администрация города закупила для нашего отдела новые стеллажи. Это позволило нам оптимально распределить фонды, а также работать в более комфортных условиях, значит, более качественно и оперативно выполнять запросы граждан и организаций. Помимо этого, мы получили возможность принимать на госхранение не только документы предприятий и организаций, но и личные фонды граждан. До этого такую услугу населению оказывал только Национальный архив РА. Сегодня же любая майкопская семья, имеющая в своем домашнем архиве документы, фотографии, личные вещи, обладающие определенной исторической или культурной ценностью, могут передать их на хранение в наш архив, обратившись по адресу: ул. Пролетарская, 304. — С какими вопросами к вам чаще всего обращаются посетители? — Это запросы о подтверждении стажа и заработной платы при выходе на пенсию, по поводу утери трудовых книжек. И с каждым годом их число растет. Например, в 2017 году было получено 7123 социально-правовых запроса. А на сегодняшний день их уже более 2750. Наши сотрудники в каждый приемный день обслуживают до 80 посетителей. И если они по каким-либо причинам не могут выполнить запрос гражданина, то обязательно подскажут, куда следует обратиться. — Какие документы, хранящиеся в городском архиве, имеют самый почтенный возраст? — Это небольшая тетрадь приказов Адыгейского территориального производственного предприятия «Фармация», датируемых 1925 годом. А вот самый большой фонд — ПМДО «Дружба» за 15 лет существования предприятия, который насчитывает более 8700 единиц и даже занимает отдельное, самое большое, из 10 хранилищ. А всего в архиве хранятся документы 476 ликвидированных предприятий и учреждений. Это 39255 единиц хранения и 40 фотодокументов. С 2008 года мы также курируем существующие муниципальные организации, чтобы в дальнейшем принять на хранение их документы по основной деятельности. Деятельность муниципальных архивов является неотъемлемой составляющей деятельности органов власти, и с каждым годом их роль становится все весомей. Именно благодаря муниципальным службам удается формировать архивный фонд всего государства. Документы, бережно хранимые их сотрудниками, являются важнейшей частью историко-культурного наследия страны. Вера Корниенко. Снимок автора.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости