Пятница . 19 Апрель . 2024

При этом многие родители уверены: выполнение домашнего задания отнимает у ребенка слишком много времени, мешая ему развиваться в других сферах жизни и просто отдыхать. На сторону российских школьников встало Министерство образования и науки РФ, с целью найти баланс, который должны будут соблюдать педагоги, давая задания на дом.

В поисках баланса
В ведомстве разработан проект приказа, где прописано, сколько времени ребенок должен тратить дома на подготовку к учебе. Необходимость такого решения специалисты объясняют тем, что в последнее время поступает слишком много жалоб от родителей, которые утверждают, что их дети вынуждены до позднего вечера сидеть за уроками.
Согласно изменениям, которые планируется внести в «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам», будут установлены следующие нормативы: 2–3 классы должны тратить на выполнение домашнего задания не более 1,5 часа, 4–5 классы — не более 2 часов, 6-8 классы — 2,5 часа, 9–11 классы — до 3,5 часа. Количество заданного на дом к тому же должно быть равномерно распределено по всем дням недели, чтобы не возникало ситуации, когда в один день ребенок не имеет домашнего задания вообще, а в другой должен сидеть за ним до ночи. Младшеклассникам рекомендовано заниматься не более полутора часов в день, выпускникам — 3,5 часа.
Особое внимание уделяется первоклашкам. Их рекомендуется вовсе освободить от домашних заданий, а на уроках не ставить «балльные» оценки. Кроме этого, школам советуют тщательнее подходить к составлению расписания уроков. Предметы, требующие долгой домашней подготовки, не должны быть сгруппированы в один день. Что же касается выходных и каникул, вопрос о домашнем задании на это время остается на усмотрение управляющих советов школ.
Как поясняют в Минобрнауки, рекомендованное предельное время для выполнения домашних заданий существовало всегда. Лимиты уже несколько лет прописаны в санитарных нормах и правилах. Однако поскольку с каждым годом количество жалоб от родителей на большие нагрузки на детей прогрессирует, для наглядности нормативы решили продублировать и в специальном ведомственном приказе.

«За» и «против»
Многие из российских педагогов, а в их числе и учителя майкопских школ, уверены, что само по себе домашнее задание не вызывает никаких проблем у учеников — это необходимое дополнение к уроку. Вопрос больше касается отдельных детей, которые из-за проблем с внимательностью не могут сосредоточиться, и в этом случае выполнение домашнего задания может растянуться на несколько часов. Работа дома продолжает начатую по усвоению учебного материала и его закреплению на уроке, но в отличие от занятий в классе она носит характер сугубо индивидуальной самостоятельной деятельности.
Однако во многих других странах ситуация с домашними заданиями начала активно меняться. В Великобритании, например, отменили существовавшие ранее нормы домашней работы для младших школьников. По действовавшим до сих пор правилам учитель должен был задавать работу на дом в зависимости от возраста детей. Теперь объемы заданий будут определяться только учителями. В одних школах традиционные домашние задания уже заменили специальным клубом, в котором раз в неделю все ученики делают дополнительные задания. В других под домашней работой для малышей подразумеваются прогулки по сельской мест-ности, настольные игры и приготовление пищи. Все это, по мнению родителей и учителей, поможет избежать стрессового состояния, в котором находятся школьники из-за нужды ежедневно выполнять обязательные задания, навязанные школьной программой.
Но в той же Великобритании школьный директор Крис МакГоверн, являющийся председателем организации «Компания в поддержку реального образования», считает нововведения опасными, поскольку школы могут в действительности намного уменьшить объем работы на дому, а это сильно понизит успеваемость учеников. По его словам, чуть более года назад были проведены исследования среди школьников из разных стран мира, тогда учащиеся из Словакии, Эстонии показали результаты лучшие, чем англичане. Кроме того, далеко не все английские родители могут с пользой для ребенка провести свободное время после уроков.
Вслед за британскими родителями против домашнего задания выступили мамы и папы французских школьников. И если в Великобритании домашнее задание отменили только для младшеклассников, то во Франции предлагают отменить для всех школьников. В младших классах французских школ и так запрещено давать детям домашние задания. Родители предложили провести двухнедельный эксперимент, в ходе которого дети будут освобождены от выполнения домашних заданий. Мотивация все та же — выполнение «домашки» отнимает у детей слишком много сил, слабо способствует успеваемости, вызывает конфликты в семьях и усиливает разницу в уровне подготовки детей.
Организация французских учителей, в свою очередь, поддержала предложение родителей, пояснив, что взрослые не всегда могут делать задания вместе со своими детьми, что сказывается на общем уровне знаний школьников.


Есть ли выход?
Конечно, проблемы, связанные с домашними заданиями, обсуждались давно. И всегда существовали и сторонники, и противники каких-либо нововведений. Однако как среди учителей, так и среди родителей — большинство тех, кто считает, что домашние задания упразднять нельзя, нужна лишь правильная организация.
Очень часто бывает так, что учитель задает по привычке параграфы, страницы, упражнения, будучи глубоко уверен, что для домашнего задания поговорка «Повторение — мать учения» абсолютна, и если в таком случае задашь чуть больше нормы, то это не страшно. Но в этом может крыться и проблема, которая оттолкнет школьника. Один подумает: «Зачем начинать, если все равно ничего не успеешь?». И наоборот, слишком ответственные дети, стараясь выполнить все, будут, изнуряя себя, сидеть до ночи. А если не успеют что-то, будут нервничать и переживать. Учитель, задавая повторить несколько параграфов (все то, что не успели на уроке), должен помнить о том, что у школьников, помимо этого предмета, есть и другие.
И пусть мнение «чем хуже учитель и чем менее он профессионален, тем больший объем домашнего задания он задает» никогда не найдет доказательств.
Кстати
Согласно исследованию Организации экономического сотрудничества и развития, российские дети — на втором месте в мире по длительности затраченного времени на домашние задания. В среднем у ребенка уходит на него около 10 часов в неделю. Однако ученые отмечают, что ситуация все же постепенно улучшается. В 2003 году, например, юные россияне занимались самоподготовкой 13 часов в неделю. Опережают россиян по домашней работе только китайцы — 14 часов в неделю. В Финляндии на самостоятельную подготовку уроков у детей уходит 3 часа в неделю, в Японии — 4, в Америке — 6.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости