Пятница . 19 Апрель . 2024

 

Так уж повелось, что в самые сложные минуты жизни мы обращаемся к маме, вспоминаем о своих корнях. И сегодня, когда горячие точки то и дело вспыхивают в разных уголках земли, многие принимают решение вернуться на историческую родину, искренне веря, что она, как мать, возьмет под свою защиту.
Турция, Иордания, Израиль, Сирия, Югославия... Судьба раскидала наших соотечественников по разным частям света. Сегодня многие из них возвращаются на родину, кто-то под давлением обстоятельств, кто-то — исполняя заветную мечту своих дедов и прадедов. В настоящее время в Адыгее проживают около 1600 репатриантов. В их числе и Фаик Шаабан.
Мы встретились с ним в фойе Дома культуры «Гигант», где только что закончился урок танцевальной студии «От танго до фламенко», которой Фаик руководит уже почти три года. Я узнала его сразу: такую выправку и осанку имеют только профессиональные военные или танцоры.
— Моя основная профессия — инженер-нефтяник, — рассказывает Шаабан на практически безупречном русском языке. — Но так уж сложилось, что танцы сопровождают меня на протяжении почти всей жизни, и сегодня именно благодаря хореографии я зарабатываю на жизнь.
У него в руках — только что полученный сертификат о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации. Но знакомство со второй родиной состоялось еще в далеком детстве. Он родился далеко от Адыгеи — в городе Кунетре, что на Голанских высотах. Хореографией стал заниматься в советском культурном центре в Дамаске.
— Когда-то в районе Голанских высот было восемь адыгских аулов, но во время войны пять из них были разрушены. И так получилось, что родным языком сегодня там хорошо владеют только люди старшего и среднего поколения. Молодежь, к сожалению, его забывает. А вот традиции, обычаи и народные танцы удалось сохранить. И женятся у нас, как правило, на своих.
В 1974 году по направлению культурного центра Фаик приехал в Советский Союз, чтобы учиться на инженерном факультете Университета Дружбы народов им. Патриса Лумумбы. Развивающейся Сирии требовались грамотные, квалифицированные специалисты в разных областях экономики и промышленности. Годы учебы Шаабан вспоминает сегодня с особой теплотой.
— Я всегда чувствовал себя в Союзе, в России, как дома. Так всегда бывает, когда доверяешь. Я полюбил русский народ и мечтал, что смогу быть здесь своим.
В университете Фаик получил возможность продолжить заниматься хореографией профессионально. К тому же благодаря интернациональному составу студентов стал с удовольствием изучать танцы разных народов мира, в свою очередь, обучая друзей кавказским и арабским танцам. Педагогика тоже как-то плавно вошла в его жизнь — учить и продолжать развиваться самому (а без этого невозможно быть хорошим учителем) Шаабану тоже всегда нравилось. Сегодня на его счету, кроме сотен благодарных учеников в разных частях света, три печатных издания: одна книга, обучающая искусству танго, вальса и рока, вторая — по истории развития танцев мира, а также обучающее детское пособие.
Как в нем все это сочетается? Легко и просто.
— Сухой, жесткий и скрупулезный характер, который необходим в геологии, помогает мне проявлять упорство и последовательность как в совершенствовании хореографического искусства, так и в занятиях с моими учениками. А танец, в свою очередь, дает взаимопонимание с жизнью, обществом, природой, людьми. А главное, и то, и другое — это постоянное движение.
По окончании учебы Фаик вернулся в Сирию и устроился на работу в нефтедобывающую компанию, где проработал 17 лет. По роду своей деятельности много колесил по свету, в том числе и в Москве бывал неоднократно. А вот Адыгею посетить не случилось.
— У нас большая семья — два брата и пять сестер. В Сирию наш прадед перебрался после Кавказской войны — в 1865 году из аула Габукай. Дед и отец родились уже там. Но хотя Сирия и стала для нас родиной, никогда не покидала мысль вернуться за землю предков.
А предки Фаика Шаабана — это знаменитый род, который прославил великий поэт Цуг Теучеж. С потомками ашуга Фаик познакомился еще в 1965 году, но осуществить мечту отца, деда и прадеда довелось только много лет спустя.
— Когда Кунетра была оккупирована израильскими войсками, семья приняла решение уехать из Сирии. Правда, в Адыгею приехал я один. Кто-то живет в Америке, кто-то в Кабардино-Балкарии, а я решил, что мое место здесь.
Родина приняла Фаика тепло и нежно, как будто после долгих странствий сын вернулся в родные пенаты. Поначалу Шаабан приехал в аул, где родился его прадед и где его радушно приняли родственники. Но там не было для него занятия по специальности. А вот в Майкопе как-то сразу повезло — в первый же день ему предложили работу. Сегодня он преподает сразу в трех студиях и мечтает открыть свою собственную школу танцев. Как знать, может, и эта мечта когда-нибудь исполнится. А пока...
Пока Фаик готовится к новоселью. На днях он получил свидетельство о государственной регистрации собственного дома, который построил в ауле Мафэхабль. Дом небольшой, но уютный, и практически каждая конструкция в нем хранит тепло рук трудолюбивого хозяина. А разве это не счастье — построить дом на земле своих предков?
Вера Корниенко.
Фото автора.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости