Пятница . 19 Апрель . 2024

В 1930 году, будучи уже известным детским писателем, Евгений Шварц пришел работать на Ленинградскую кинофабрику. Кинематограф был тогда еще немым, и по просьбе режиссера Н. Лебедева он редактировал киносценарии и делал надписи к его фильмам: «Настоящие охотники» (1930), «Товарный №717» (1931), «Детство большевика» (1932). Серьезная писательская работа Е. Шварца в кино началась в соавторстве с Николаем Олейником, с которым его связывали давние дружеские отношения.
Совместно они  написали сценарий, по которому режиссер Антонина Кудрявцева сняла фильм из трех частей под названием «Разбудите Леночку», в ноябре 1934 года вышедший на экраны страны. В главной роли — 12-летней школьницы — снялась Янина Жеймо. С этой картины началась дружба Е. Шварца с прекрасной актрисой, лучшей ролью которой стала роль Золушки.
Когда началась война, Е. Шварц уехал из Ленинграда.
О рождении замысла одной из лучших советских киносказок — «Золушки» — режиссер фильма Надежда Кошеверова позже рассказывала: «Окончилась война. В Ленинград из Алма-Аты начали возвращаться ленфильмовцы. Первой, кого я увидела на студии, была одиноко сидящая Жеймо. «Золушка!» — так и пронеслось в голове. И в самом деле, маленькая, хрупкая, она казалась сошедшей со страниц сказки. Сценарий будущего фильма в рекордно короткий срок написал Евгений   Шварц, а Николай Акимов подготовил эскизы декораций и костюмов». Авторский замысел был воплощен на экране великолепным актерским ансамблем.
В апреле 1946 года к Евгению Шварцу в Ленинград приехал режиссер Илья Фрез с предложением написать сценарий фильма о первоклассниках. Е. Шварц согласился, и к началу 1947 года сценарий был готов. Роль учительницы сыграла замечательная актриса Тамара Макарова. В марте 1948 года «Первоклассница» вышла на экраны страны.
Большим успехом в кино для Е. Шварца стала работа над сценарием к кинофильму по роману Сервантеса «Дон Кихот». 10 сентября 1954 года он оставляет запись в своем дневнике: «Вчера звонил Козинцев. Ему предлагают снимать «Дон Кихота». Он позвонил об этом мне, и мне вдруг захотелось написать сценарий на эту тему».
Сценарий «Дон Кихота» Е. Шварца — уникальное, оригинальное произведение, в нем нет ни одного слова, впрямую заимствованного у Сервантеса. Интерпретируя великого романиста, Шварц сумел остаться самим собой, сохранить свою писательскую индивидуальность, подчинить сценарий своему художественному замыслу.
В мае 1957 года «Дон Кихот» с успехом прошел на Каннском кинофестивале, а в июле — в Локарно. Евгений Львович не смог присутствовать на премьере «Дон Кихота», он тяжело болел, а в 1958 году великого писателя не стало.
Для земляков Е. Шварца «Дон Кихот» особо дорог еще и тем, что с его постановки началась творческая жизнь Адыгейской театральной студии. 18 января 1975 года на сцене учебного театра Ленинградского института театра, музыки и кинематографии зрители приветствовали рождение нового спектакля, а вместе с ним и рождение нового театрального коллектива. Студенты Адыгейской театральной студии показывали свой дипломный спектакль. Поставил его руководитель курса, заслуженный артист РСФСР, профессор Владислав Андрушкевич. Не последней причиной в выборе пьесы для выпускного спектакля труппы был тот факт, что Е. Шварц являлся земляком студийцев. Позже спектакль шел в Майкопском драматическом театре и пользовался заслуженным успехом у публики.
После смерти Е. Шварца его сказки оставались востребованными кинематографом, потому что они говорили о жизни людей гораздо больше правды, чем многие современные произведения, написанные в жанре реализма. Этот феномен Алексей Герман объяснил тем, что Евгений Шварц стал «первооткрывателем жанра. Таким, как Брехт, например. Жанра, сплавляющего лирику, глубокую и мощную, и сказочную сатиру. Аналоги западные — слабее».
В 1960 году Александр Роу, один из наиболее известных советских режиссеров, работавших в жанре сказки, выпустил в прокат фильм «Марья–искусница», снятый по сценарию Е. Шварца.
В 1964 году на экраны страны вышел фильм «Сказка о потерянном времени», снятый по пьесе Е. Шварца режиссером Александром Птушко. Его фильмы «Каменный цветок» и «Садко» были призерами  Каннского (1946 г.) и Венецианского фестивалей (1953 г.).
В 1965 году режиссер Хеся Локшина в содружестве со своим мужем Эрастом Гариным сняли фильм по сказке Е. Шварца «Обыкновенное чудо». У этой кинокартины была своя предыстория. В январе 1956 года Эраст Гарин поставил в Московском театре киноактера пьесу Е. Шварца «Медведь», по его просьбе писатель переименовал ее в «Обыкновенное чудо».
Следующий фильм, поставленный на «Ленфильме» в 1967 году по сценарию Е. Шварца, был «Снежная королева». Его режиссер Геннадий Казанский до этого поставил имевшие зрительский успех картины «Старик Хоттабыч» (1957 г.) и «Человек-амфибия» (1962 г.).
В 1972 году Надежда Кушеверова снимает свой третий фильм по пьесе Евгения Шварца — «Тень». Сценарий им был написан еще в 1957 году. Е. Шварц отметил в заявке: «Сценарий построен на материале народных сказок о человеке, потерявшем тень, о человеке, потерявшем свое собственное изображение в зеркале, и т. д. На подобном материале построена, например, повесть Шамиссо, и сказка Андерсена, и моя собственная пьеса «Тень».
Смерть не дала Е. Шварцу закончить работу над сценарием. Он был доработан Юлием Дунским и Валерием Фридом. Фильм «Тень» сейчас чаще вспоминают не как удачную экранизацию сказки Е. Шварца, а как фильм, где   одну из своих лучших ролей сыграл Олег Даль.
В 1978 году на телевизионные экраны страны вышел фильм режиссера Московского театра им. Ленинского комсомола Марка Захарова «Обыкновенное чудо». До сих пор эта кинолента пользуется заслуженным успехом у зрителей. Марк Захаров сумел создать в своем фильме настоящую атмосферу сказки Е. Шварца: атмосферу доброты, чуда любви, неповторимого шварцевского юмора, его мудрости.
Есть некая тайна, разлитая в атмосфере, интонации, во всем настроении фильма. Марк Захаров сумел кинематографическими средствами передать замысел пьесы Е. Шварца, который писал ее как объяснение в любви своей жене — Екатерине Ивановне. Любовь, по глубокому убеждению Е. Шварца, открывает человеку мир во всей его неповторимой красоте. Любовь — это и «необыкновенное чудо» узнавания себя в другом, и возможность поделиться этой радостью со всем миром.
Через десять лет, в 1988 году, Марк Захаров вновь обратился к творчеству Евгения Шварца, к его пьесе «Дракон». Драматург подарил нам блистательный социальный прогноз: уничтожение внешней силы, подавляющей свободу народа, вовсе не гарантирует скорого рассвета демократии. Человеческое сознание, изуродованное долгими годами пресмыкательства и лжи, само по себе пропитывается ядом раболепия. Познавшим беду людям требуется долгая и мучительно трудная работа. Сценарий Марк Захаров написал в соавторстве с Григорием Гориным, единственным советским писателем, который продолжил шварцевские традиции в драматургии.
Несмотря на звездный состав создателей фильма, он не смог повторить успех «Обыкновенного чуда». Кинолента больше напоминала политический памфлет, снятый на злобу дня, чем философскую притчу о вечной борьбе добра со злом. В фильме нет атмосферы сказки Е. Шварца, его лукаво-иронической сатиры. «Убить дракона» Марка Захарова пока является последней в российском кинематографе экранизацией произведений Е. Шварца.
В заключение хочется привести слова великого  режиссера Григория Козинцева, сказанные им о Евгении Шварце: «В железный век мечты о золотом веке безумны. Но, может быть, именно они и помогают победить железо... Время уже проверило жизненность его искусства. Случилось так, что сказки Шварца все сильнее говорят о реальности, а многое из того, что когда-то принималось за реализм, сегодня выглядит глупыми сказочками».
Марина Волковец,
зав. отделом Национальной
библиотеки РА.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости