Четверг . 28 Март . 2024
В ходе всероссийского форума «Проектная и бережливая синергия как фактор повышения производительности труда», который проводило правительство Белгородской области совместно с Государственной корпорацией «Росатом» при поддержке АНО «Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда» в рамках приоритетного национального проекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости», состоялись выборы председателя Ассоциации бережливых вузов России. Им стала ректор Майкопского государственного технологического университета Саида Куижева, сопредседателем — ректор НИУ «БелГУ» Олег Полухин. — Саида Казбековна, термины «Бережливое правительство», «Бережливая поликлиника» и так далее сегодня у всех на слуху. В чем особенности проекта «Бережливый вуз», и с чего начиналась его реализация для МГТУ? — Адыгея — один из девяти регионов Российской Федерации, которые под кураторством корпорации «Росатом» внедряют в организационную систему управления проект «Бережливое правительство». Хочу сразу отметить, что таких колоссальных результатов мы в регионе не могли бы получить, если бы этот проект не находился под личным контролем главы республики Мурата Каральбиевича Кумпилова. Руководителем пилотного проекта «Бережливое правительство» стал руководитель администрации главы и Кабинета министров РА Мурат Асланчериевич Тхакушинов. Мы смогли показать всей Российской Федерации, как можно изменить управленческую систему с позиции улучшения качества жизни человека в самых разных сферах деятельности. И, как одна из ключевых систем, к этому процессу первой подключилась система образования. По заданию Министерства образования РА мы в первую очередь занялись подготовкой кадров. Людям нужны были знания: в чем заключается производственная система «Росатома», что такое бережливые технологии, каковы их инструменты и механизмы... Вопросов было много. В том числе необходимо было разъяснить, что речь не идет об оптимизации ресурсов в том понимании, к которому мы привыкли, — о сокращении штатов и финансирования. Речь идет об улучшении качества жизни человека — потенциального потребителя услуги, об улучшении производственных условий внутри организаций и учреждений, о высвобождении времени в том или ином рутинном процессе, которое, в свою очередь, можно направить на творчество, на науку, на реализацию ключевых целей и задач, на инновационное развитие. Так у нас в МГТУ появилась «Фабрика процессов» подготовки компетенций бережливого производства для жителей республики. В сентябре 2018 года обучающий центр «Фабрика процессов» посетил директор по развитию производственной системы ГК «Росатом» С.А. Обозов. Для нас очень важна его высокая оценка как работы фабрики процессов, так и хода реализации проекта «Бережливый вуз-МГТУ». На Всероссийском форуме в Белгороде Сергей Александрович особенно выделил результаты деятельности Майкопского государственного технологического  университета в области бережливого производства. — Кто были первыми слушателями? — Государственные и муниципальные служащие, сотрудники школ и детских садов, работники МФЦ. На «Фабрике процессов» они получили минимальный объем знаний, необходимый для того, чтобы затем запустить процессы реорганизации в своих учреждениях и организациях. Всего через нашу «Фабрику» с начала этого года прошли более 400 слушателей. Но, повторюсь, для начала нам самим нужно было подготовить кадры, улучшить материальную базу вуза, сделать ремонт, закупить необходимое оборудование. И, когда мы начали вникать в эту работу, то поняли, что все процессы, механизмы и инструменты бережливого производства универсальны, и мы также можем применить их внутри нашего учреждения. Что мы успешно и начали претворять в жизнь в феврале 2018 года, презентовав проект «Бережливый вуз МГТУ». — Какие преобразования произошли в МГТУ за период реализации проекта? — Была проделана громадная работа, которая началась с образования проектных групп. Все руководство вуза прошло через «Фабрику процессов». Затем мы подключили к этой работе студентов: нам были интересны проблемы, которые у них возникают при взаимодействии с разными структурами и подразделениями внутри вуза. Для каждого студента был составлен индивидуальный план, выстроены индивидуальные траектории. Затем были сформированы дорожные карты, выработан стандарт, который распространен на все факультеты. И результат очень скоро стал заметен всем. Приведу конкретные примеры. После упрощения системы навигации в главном корпусе, создания информационно-коммуникационной среды абитуриенты и студенты стали тратить в разы меньше времени, чтобы найти приемную комиссию, экономиста финансового управления, студенческий отдел кадров, административное управление и так далее. Процесс формирования индивидуального учебного плана ускорился в 6 раз. Идут улучшения по всем временным показателям. Даже снижения дебиторской задолженности удалось добиться, ведь теперь оплатить учебу у нас можно не с 8 до 16 часов в кассе, а удаленно круглосуточно, применяя современные компьютерные технологии и терминалы. То есть те процессы, которые раньше стопорились по каким-либо причинам, сегодня идут гораздо быстрее и эффективнее. — Как вы отнеслись к тому, что именно вам коллеги доверили возглавить бережливые вузы России? — Это, конечно же, колоссальная ответственность. Когда мы заговорили о позитивных изменениях внутри нашего вуза, ими заинтересовались и в других учреждениях образования. К нам стали приезжать из других регионов, чтобы перенять опыт. Во многих учреждениях России уже есть значительные успехи в этом направлении. Но, хочу подчеркнуть, благодаря тому, что в нашем регионе эти процессы идут по инициативе и под личным контролем главы республики, наш регион является сегодня примером внедрения бережливых технологий в систему управления. Конечно, многие вузы сегодня имеют достойный уровень внедрения бережливых технологий. Но мы были первыми. Наш опыт был замечен. Однако впереди нас ждет еще большая работа, ведь процесс внедрения бережливых технологий нельзя остановить. Нет предела совершенству. И, чтобы этот процесс был запущен во всех сферах нашей жизни, необходимо формировать бережливое мышление. И именно вузы должны взять на себя ключевую обязанность по формированию этого процесса. Снимок предоставлен пресс-службой МГТУ.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости