Пятница . 26 Апрель . 2024

Темно-зеленый солидный том включает в себя три книги под общим названием «Опыты». Книга первая содержит 44 главы, вторая — 32 и третья — всего 9 глав. Несмотря на эту разницу по количеству страниц это примерно одинаковые произведения. Каждая глава посвящена отдельному вопросу, освещаемому с точки зрения  жизненного опыта французского дворянина Мишеля Монтеня. Во вступлении он предупреждает читателя, что «это искренняя книга». Создавая ее, он  не ставил себе никаких иных целей, кроме семейных и частных. И нисколько не помышлял ни о пользе читателей, ни о  своей славе.
Каждая из глав трех давно ставших знаменитыми книг — рассуждение автора о том или ином предмете. В первой понравились «О речи живой и речи медлительной», «Судьба нередко поступает благоразумно», «О законах против роскоши», «О суетности слов», «О бережливости древних», «Об одном изречении Цезаря» и другие. Каждый читатель найдет в этих разделах что-то свое, созвучное его мыслям и чаяниям.
Например, в главе «О предсказаниях» автор пишет, что во времена общественных бедствий люди, потрясенные своими невзгодами, отдаются во власть суеверий и пытаются выискивать в небесных знамениях причину и предвестие обрушившихся на них несчастий. И далее продолжает свою мысль: «...главное условие успеха таких гадателей — это темный язык, двусмысленность и причудливость пророческих словес».
В главе  «О привычках, а также о том, что не подобает без достаточных оснований менять укоренившиеся законы» он рассуждает о вещах весьма серьезных и высказывает суждения, звучащие вполне современно. Его удивляет, что «целый народ должен подчиняться законам, которые всегда были для него загадкою...».  «Все это ни в малой степени не похоже на остроумное предложение Исократа, советующего своему государю обеспечить возможность подданным свободно, прибыльно и беспошлинно торговать, но вместе с тем сделать для них разорительными, обложив высокой пошлиной, ссоры и распри, и вполне согласуется с теми чудовищными воззрениями, согласно которым даже человеческий разум — и тот является предметом торговли, а законы — рыночным товаром».   
Далее он обозначает основную идею этой важной главы: «Я разочаровался во всяких новшествах, в каком бы обличии они ни являлись, и имею все основания для этого, ибо видел, сколь гибельные последствия они вызывают». И продолжая свою мысль, заканчивает: «Те, кто расшатывает государственный строй, чаще всего первыми и гибнут при его крушении. Плоды смуты никогда не достаются тому, кто ее вызвал; он только всколыхнул и замутил воду, а ловить рыбу будут уже другие».
В главе XVIII второй книги, которая называется «Об изобличении во лжи», Мишель Монтень поднимает модную нынче тему падения общественной нравственности. «Первый признак порчи общественных нравов — это исчезновение правды, ибо правдивость лежит в основе всякой добродетели и является первым требованием, какое предъявлял Платон к правителю его государства.  Правда, которая ныне в ходу среди нас, это не то, что есть в действительности, а то, в чем мы убеждаем других, — совершенно так же, как и с обращающейся между нами монетой, ведь мы называем этим словом не только полноценную монету, но и фальшивую».
И, развивая эту мысль, подчеркивает роль слов, которые мы используем в своей повседневной жизни: «Наше взаимопонимание осуществляется лишь единственно возможным для нас путем, а именно через слово; тот, кто извращает его, тот предатель по отношению к обществу: слово — единственное орудие, с помощью которого мы оповещаем друг друга о наших желаниях и мыслях, оно — толмач нашей души; если мы лишимся его, то не сможем держаться вместе, не сможем достигать взаимопознания; если оно обманывает нас, оно делает невозможным всякое общение человека с себе подобными, оно разбивает все скрепы государственного устройства».
Известно, что развитие экономики и общества двигают вперед критически мыслящие люди. Монтень по-своему формулирует эту забытую ныне мысль. «Надо иметь очень чуткие уши, чтобы выслушивать откровенные суждения о себе. И так как мало таких людей, которые могут выносить это, не оскорбляясь, те, кто решается высказывать нам, что они думают о нас, проявляют тем самым необыкновенно дружеские чувства. Ибо ранить и колоть для того, чтобы приносить пользу, — это и есть настоящая любовь. Мне тягостно судить человека, у которого дурных свойств больше, чем хороших. Платон говорит, что у того, кто хочет познать чужую душу, должны быть три свойства: понимание, благожелательность и смелость».
Круг суждений знаменитого французского мудреца достаточно широк, чтобы удовлетворить интересы любого читателя.  Здесь можно найти  наставления государям, характеристики человеческой натуры, отношение к популярным играм, смерти и судьбе, добродетели, о трех самых выдающихся людях и о многом другом. Естественно, он не мог не высказать и своего отношения к тому, что любил, — книгам и их чтению. «Незачем жалеть хворого, если у него под рукой целительное лекарство. Проверка на опыте этого поразительно мудрого изречения — вот, в сущности, и вся польза, извлекаемая мною из книг. Я и впрямь обращаюсь к ним почти так же часто, как те, кто их вовсе не знает. Я наслаждаюсь книгами, как скупцы своими сокровищами, уверенный, что смогу насладиться ими, когда пожелаю; моя душа насыщается и довольствуется таким правом  на обладание. Я никогда не пускаюсь в путь, не захватив с собой книг, — ни в мирное время, ни на войне».  
Монтень у каждого свой,  и у каждого — чей-то.  Чтение его «Опытов», общение с этим великим собеседником является неслыханной роскошью для тех, кто ценит мудрость и меткое слово знатока человеческих душ. В свое время прочтение двух первых его книг стало открытием и потрясением для Шекспира. И для вас, дорогой читатель, Монтень может стать наставником и другом, независимо от возраста, профессии и предпочтений.
Сергей Бойко.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости