Четверг . 25 Апрель . 2024

Там его настигла Великая Отечественная война. Он участвовал в обороне Ленинграда. Погиб в январе 1944 года. О Василии я знаю только по рассказам своих родных. В нашей семье хранятся его письма к маме — моей бабушке. Строки полны нежности, внимания и боли, что помочь не может: «Как я рад, не могу даже слов найти, чтобы выразить свои чувства. Наконец-то я узнал, что ты жива, правда, ничего не пишешь о своем здоровье. Ты знаешь, что все время, когда Майкоп находился в оккупации, я не мог прожить ни одного дня, чтобы не вспомнить, где ты, что с тобой?» И это при том, что дядя Вася постоянно был на передовой. Чтобы не расстраивать маму, он не сообщил, что при бомбежке Ленинграда погибли его жена и сын.
Моя мама окончила Майкопское медицинское училище. 28 июля 1942 года ушла на фронт в составе танковой бригады, которая была сформирована на базе Орловского бронетанкового училища, в годы войны расквартированного в нашем городе (здание гимназии №5). Но состав, который двигался к Сталинграду, был разгромлен на подступах к Ростову-на-Дону. Для мамы начались первые бои. Спасая раненых, она была ранена сама, оказалась в эвакогоспитале. Сначала он располагался в Сочи, затем — в Цхалтубо (Грузия). Свирепствовал педикулез. Насекомых было столько, что приходилось подметать полы. Спасением стал густой гребешок, который мама носила с собой. Как фронтовая реликвия он хранится в нашем доме более 70 лет.
После лечения маму и других фронтовиков отправили в Казахстан. Погрузка кораблей шла под обстрелом немецкой авиации. На глазах мамы ушло под воду одно судно с ранеными. По направлению военкомата медсестра Крутова прибыла в Челябинск, где формировалась новая воинская часть. Это был январь 1943 года. В составе лыжного батальона 13-го танкового корпуса 18-летняя девушка вошла в разгромленный Сталинград. Сослуживцы посмеивались, называя ее «кавказским лыжником». Но надо было спасать раненых, передвигаясь на лыжах, которые очень мешали.
После Волги военный путь гвардии сержанта Надежды Крутовой вновь пролег в ростовском направлении. Полтора месяца ожесточенных боев. После освобождения Ростова мама получила назначение в полевой госпиталь. Хотя до окончания войны было еще много дней и ночей, настроение у фронтовиков было иным: они поверили, что можно громить коварного врага и побеждать. Хотелось жить, любить, растить детей. Мама и отец воевали вместе от самого Сталинграда. Я благодарна им за свое появление на свет. Об отце знала только то, что он пропал без вести. Сохранилась его маленькая фотография, на обратной стороне которой он написал: «Женат на Надежде. 1943 г.». На что надеялся тогда старший лейтенант? Наверно, как все, хотел победить и выжить. И вот спустя 70 лет я узнала, что выжил. Гвардии капитан Шаипкин дошел до Праги, за свои подвиги награжден орденами Александра Невского, Отечественной войны I степени, Красной Звезды. Война соединяла и разлучала людей. Мама ждала отца. Но никто пока не знает, что стоит за этим словом «выжил». Всю жизнь я окружала маму заботой, оберегала от невзгод, не приставала с расспросами о папе. Но внуки ищут своего деда и его послевоенную дорогу.
Валентина Крутова,
педагог.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости