Понедельник . 10 Август . 2020

 

28 сентября в Адыгее будет отмечаться День национального костюма. Он появился в списке праздничных и памятных дат относительно недавно, но уже успел завоевать популярность.  В наше время вопрос сохранения национальной культуры становится все более актуальным, а одежда — это неотъемлемая часть культуры. Об адыгском национальном костюме как о ярком «определителе» национальной принадлежности, воплощении понятия об идеальном образе представителя нации — наша беседа с кандидатом исторических наук, доцентом кафедры истории и культуры адыгов факультета адыгской филологии и культуры АГУ М.Ю. Унароковой.
— Мира Юнусовна, о чем может рассказать нам сегодня национальный костюм?
— Как любой элемент культуры — о многом. О том, в какой климатической зоне данный этнос сформировался, в чем суть первичного производства этого народа — что он обрабатывает и производит. Но, прежде всего, об эстетических установках этноса — идеале красоты.
Две установки есть в мире, когда речь идет об одежде: она должна скрывать недостатки фигуры или подчеркивать ее достоинства. Адыги придерживаются второй установки. Поэтому женский костюм призван подчеркнуть тонкую талию, узкие плечи, неразвитый бюст, широкие бедра и легкую (небольшую) ступню. Мужской костюм подчеркивает размах плеч, тонкость талии и легкость ступни. Здесь четко прослеживается взаимодействие с традиционной системой питания, которых в мире также существует две: первая основана на принципе максимального насыщения, а вторая — на принципе минимального насыщения, которого придерживались адыги.
— Из чего состоит национальный адыгский костюм?
— Женский национальный костюм состоит из пяти компонентов: это корсет особого покроя, который выполняет формирующую функцию (в отличие от европейского, носящего коррекционную функцию) для создания тонкой талии; нательная рубашка; платье до щиколоток, с длинным рукавом, без воротника; кафтанчик с длинным и узким рукавом и воротником-стоечкой, и пятый, основной компонент — длинное распашное платье-сае. Рукава сае в прежние времена были короткими, и к этим рукавам пришивался нарукавник, который являлся максимально орнаментированным элементом верхнего платья.
Мужской костюм также состоит из пяти компонентов: нижняя рубашка, верхняя рубашка, кафтан, черкеска и бурка.
— Почему именно такой набор одежды существовал?
— Это традиционно сложилось. И как видите, в комплекте одежды нет пальто или шубы, потому что климатическая зона, в которой адыги сформировались как этнос, отличается теплым климатом, и в теплой одежде адыги не нуждались. Для защиты от дождя и снега предназначалась бурка. Климат располагал к тому, чтобы в одежде использовать легкие ткани: шелк, бархат, лен, конопляное полотно, а черкеска шилась из легкой натуральной домотканой шерстяной ткани.
— Цветовая гамма имела значение?
— Конечно. По материалам раскопок Белореченских курганов, относящихся к 14—15 векам, профессора Н.И. Веселовского мы знаем, что женская одежда была четырех цветов: зеленая, желтая (золотистая), красная и синяя. Для одежды были характерны серебряные украшения, а также золотое шитье.
В 18—19 веках цвету, несомненно, присуща социальная функция. Например, существует восемь типов шапочек для девушек, и если основа головного убора красная, это говорит о благородном происхождении владелицы. В мужском костюме красный цвет тоже использовался, но только при изготовлении обуви. Красные сафьяновые сапоги говорили о княжеском происхождении владельца. Коричневого цвета обувь — о дворянском происхождении. Черный сафьян носили свободные крестьяне. И в женском, и в мужском национальных костюмах красный цвет был показателем привилегированного происхождения и социального положения. Покрой одежды был общий и для князей, и для дворян, и для людей свободного сословия.
— А о чем мог поведать орнамент?
— Орнамент присутствовал только в женской одежде. Но ни рисунок, ни обилие шитья не имели статусного значения. О социальном статусе говорило только количество серебряных украшений и специальная деревянная обувь — котурны. Орнамент мог отличаться используемым материалом и, конечно же, зависел от фантазии вышивальщицы.
— Если внимательно рассматривать костюм, то можно понять, что это не просто одежда, укрывающая от зноя или холода, это часть истории.
— Я бы сказала, что это целая композиция, которая сложилась исторически. По национальному костюму можно проследить историю этноса, причем поэтапно, потому что законы эволюции не обошли и одежду. Со временем менялись типы застежек, длина рукава, само сае изменилось, нарукавник стал съемным, совершенствовалась технология золотого шитья.
Но главное — интерес к национальному костюму есть. И с течением времени он растет. Сегодня многие молодые мастера обращаются к теме национального костюма, и так называемый «новодел» можно увидеть в экспозициях Национального музея РА (снимок на 1-й стр.).
Национальный костюм — это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать много интересного о традициях, обычаях и истории своего народа.
Вера Корниенко.

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Ваша любимая зона отдыха в Майкопе?




Видеоновости