Пятница . 28 Февраль . 2020
Те, кто полюбил небо, говорят: «Испытай один раз полет, и твои глаза навечно будут устремлены в небо. Однажды там побывав, на всю жизнь ты обречен тосковать о нем». Планерный спорт — это один из видов авиационного спорта, соревнования на планерах в скорости, дальности полета и прохождении специальной заданной дистанции. В 1936 г. в СССР зарегистрирован первый официальный мировой рекорд дальности полета на двухместном планере — 133,4 км, установленный известным советским планеристом В.М. Ильченко. В 1938 г. он же улучшил этот рекорд до 552,1 км. Из среды советских планеристов вышли такие авиационные конструкторы, как С.В. Ильюшин, А.С. Яковлев, О.К. Антонов, Б.Н. Шереметьев, и другие. Марк Лазаревич Галлай — заслуженный летчик испытатель, Герой Советского Союза, профессор, доктор технических наук, писатель сказал: «Ни на одном летательном аппарате не чувствуешь себя птицей настолько, как на планере». Наша встреча сегодня с летчиком–планеристом, живой легендой Майкопа, посвятившей небу свою жизнь. Знакомьтесь: Ирина Ивановна Любушкина — дочь участника Великой Отечественной войны, боевого офицера Воздушно-десантных войск СССР. По долгу службы отца путешествовала с семьей по необъятной стране. Окончила Днепропетровский госуниверситет имени 300-летия воссоединения Украины с Россией, работала инженером–конструктором, но с детства мечтала летать. На планере впервые испытала чувство полета и заболела небом. В летное училище тогда женщин не брали, но жгучая любовь к небу будоражила кровь, пришлось заняться планерным спортом. — Летала много и долго, и получалось неплохо, — говорит Ирина Ивановна. — Выезжала на первенство СССР по планерному спорту. В сборной Советского Союза было тяжело удержаться, пришлось выигрывать чемпионаты союзных республик. Меня заметили, пригласили в Ашхабад. Не раздумывая, поехала на летную работу с удостоверением мастера спорта СССР по планеризму и летной книжкой пилота. Летала почти на всех видах планеров: «Л-13», «А-15», «Фока-4», «Кобра-15», «Янтарь-Стандарт», «Лак-12» и других. Любовь к небу поднимает человека на невероятную высоту, и он парит над всем миром. Ирина Ивановна покорила эту высоту. Стала чемпионом СССР по планерному спорту, чемпионом открытого чемпионата Казахстана, чемпионом открытого чемпионата Москвы, серебряным призером чемпионата РСФСР, 2-кратным серебряным призером и 2-кратным бронзовым призером чемпионатов Молдавии, 4-кратным абсолютным чемпионом Туркменской ССР. — Были ли запоминающиеся случаи в полетах на планере? — Когда паришь в восходящем воздушном потоке, то к нам пристраиваются огромные орлы и тоже парят вместе с нами, — вспоминает Ирина Ивановна. — Однажды прилетел орел и повис прямо над моим фонарем, закрывая обзор. Перед моим лицом летела гигантская птица, и были видны ее очертания и каждое перышко можно было посчитать. Но встреча с ними в воздухе опасна. А еще как-то мы летали на двухместных планерах над пустыней Кара-Кумы, и в наш планер на аэродроме залезла кобра. Поднялись в воздух, там ей стало холодно, и она поползла искать теплое место. Заползла по ногам моей подруги и улеглась на колени. Вы представляете: на коленях лежит большая ядовитая кобра, а надо вести планер. Когда сели на аэродром, наши коллеги отловили кобру и выпустили ее на песок. Но она, развернувшись, вновь юркнула в планер. Ей тоже понравилось летать. Жизнь на земле и в небе — это совершенно разные категории жизни. Полюбила небо. Стремительный полет всегда приближает к новому счастью. Полет — не в голове, он в сердце и в душе. В глубине души мы всегда хотим летать. Полет — это свобода, полная независимость от всех. Выучилась на инструктора-планериста и летчика. Так мое увлечение полетами стало основной профессией. В 1982 году приехала в Майкоп и устроилась на работу в Майкопский аэроклуб инструктором по планерному спорту, обучала молодежь полетам на планере, выполняли различные фигуры пилотажа «бочка», «петля», «вираж», «горка», «штопор». С Майкопского аэродрома летали в горы по различным маршрутам. До чего же красивы горы Адыгеи, если смотреть на них сверху! Обычно в учебной группе 5–6 курсантов. Многие из учеников Ирины Ивановны стали профессиональными военными пилотами. Среди них военные летчики, а вот Василий Тепликов летает на самолете частного владельца. Теплые воспоминания остались у Ирины Ивановны о летчике-истребителе Александре Ивановиче Покрышкине — маршале авиации, трижды Герое Советского Союза, под руководством которого ей довелось летать. — А как вы отметили 90-летие ДОСААФ и 85-летие Майкопского Аэроклуба? — Майкопский аэроклуб открылся в далеком 1933 году, когда стать летчиком мечтал каждый советский мальчишка, а иметь значок парашютиста было не менее престижно, чем сегодня обзавестись модным смартфоном. Здесь учились летать и прыгать с парашютом будущие военные летчики Испании и Финляндии, а к началу Великой Отечественной войны клуб выпустил 600 летчиков и 300 парашютистов. В послевоенное время клуб перевели в Орел, а на этой же базе появилась парашютная секция, которая работает в Майкопе до сих пор. Конечно, мы отметили эти даты. Но раньше это были грандиозные воздушные праздники, и весь гражданский флот был в воздухе. У нас в аэроклубе Майкопа было более трех десятков собранных планеров 8 самолетов «Вилга-35», а теперь такого количества летательных аппаратов нет. Не с чем проводить крупные соревнования планеристов и эффектные воздушные праздники. — Кроме планеров, вы летали на других летательных аппаратах? — Да, летала на «Вилге-35», управляла самолетом. Проходила стажировку у летчика Михаила Чеснокова. Совершила 24 прыжка с парашютом. До полетов не допустят, пока не научишься прыгать с парашютом. Надо отработать упражнение: открыть фонарь, отстегнуть ремни и выпрыгнуть с парашютом. До 1994 года работала инструктором по планеризму в Майкопском аэроклубе им. Громова. Выработала 25-летний стаж пилота. Но летчикам, выполняющим элементы высшего и сложного пилотажа, засчитывается стаж, год за два. Комиссия зачла летный стаж инструктора-пилота 46,5 лет. А когда кончилось небо, вышла на пенсию и начала осваивать новую профессию груминга. Увлеклась стрижкой кошек и собак. Ирина Ивановна очень любит животных. Лечит бездомных собак, приводит их в порядок, откармливает и передает в надежные руки к хорошим хозяевам. Ежедневно совершает 6-километровые прогулки с собакой и, конечно же, тоскует по небу. Увлеченно рассказывает, как найти восходящий поток, обо всех тонкостях атмосферы и погодных явлений, как летать долго с запада на восток навстречу восходящему солнцу, как правильно в полете вести планер, постоянно думать, рассчитывать параметры полета, применять теорию и опыт полетов на практике. Ей есть о чем вспомнить и рассказать подрастающему поколению. Иван Бормотов.

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости