Пятница . 26 Апрель . 2024

Фаина не чувствовала себя счастливой в доме родителей. Напротив, она страдала от одиночества. Скорее всего, причиной была чрезвычайная ранимость из-за врожденного недостатка — заикания. Девочка мало общалась со сверстниками и даже упросила родителей забрать ее из элитной женской гимназии, где чувствовала себя некомфортно и не любила учиться. С тех пор учителя приходили к Фельдманам на дом, и Фанни получила очень хорошее образование. Девочка играла на фортепиано, пела, неплохо знала иностранные языки и запоем читала.
После десяти лет Фаина заинтересовалась кинематографом и театром. Огромное впечатление оказал на нее увиденный в тринадцатилетнем возрасте спектакль «Вишневый сад». Впечатление было настолько большим, что Фаина экстерном сдала гимназические экзамены и начала ходить на занятия в театральную студию. Вскоре дочь сообщила родителям, что собирается учиться на профессиональную актрису. Это было причиной, из-за которой у Фаины случился разрыв с родителями. Отец не общался с дочерью долгие годы. В 1915 году Фанни Фельдман уехала в столицу.
Отец не дал дочери на проживание в столице ни копейки, ведь считал ее желание стать артисткой глупой блажью. Немного денег тайком дала мама. Девушка сняла на Большой Никитской крошечную комнатку и сразу же почувствовала себя совершенно счастливой и свободной.
К сожалению, Фаину не приняли в столичные театральные училища, и ей пришлось найти частную школу. Но денег на оплату обучения не было. Фаине помогла известная артистка Екатерина Гельцер. Она похлопотала, чтобы девушку взяли в один из театров Подмосковья.
Весной 1917 года семейство Фельдманов эмигрировало. В этом же году Фаину приняли в столичный Театр актера. Театральная биография Фаины Раневской началась со спектакля «Роман», где Раневская сыграла заметную роль Маргариты. Потом последовало множество других постановок. Наиболее значимой для себя Раневская считала работу в спектакле «Вишневый сад», где сыграла Шарлотту. Фаина Григорьевна писала: «Когда мне позже пришлось выбирать псевдоним, я решила взять фамилию чеховской героини (Раневской). У нас есть с ней что-то общее, хотя далеко не все, совсем не все».
В Театре актера Фаина Георгиевна служила до 1931 года. Потом она перешла в более известный столичный Камерный театр. Через четыре года Раневская переходит на работу в театр Красной Армии, где остается до 1949 года. Здесь Фаина Георгиевна также задействована во многих постановках, но наиболее известной из них становится «Васса Железнова», где актриса сыграла главную роль.
В самом начале 50-х Фаина Раневская перешла в Театр имени Моссовета, где ее пребывание сопровождалось нередкими скандалами. Талант актрисы часто превосходил таланты режиссеров. У Раневской было свое видение игры, и оно часто не совпадало с режиссерским. Например, играя эпизодическую роль в спектакле «Шторм», Фаина Георгиевна полностью переписала ее и сыграла на свой лад. При этом она затмила даже исполнителей главных ролей, что никак не входило в планы ни самих исполнителей, ни постановщиков спектакля. Конфликт с режиссером Завадским позже нашел отражение в анекдотах и афоризмах, приписываемых острому языку Фаины Георгиевны. Тем не менее на сцене Театра имени Моссовета артистка появлялась почти четверть века. Здесь она сыграла свои самые заметные роли.
Наряду с работой в театре Раневская снималась в кино. Именно кинороли сделали актрису всенародно любимой.
Впервые кинозрители увидели Фаину Раневскую в 1934 году в роли колоритной госпожи Луазо в фильме Михаила Ромма «Пышка». Актриса сыграла в кино 25 ролей. Сама она очень невысоко ценила работу в кинематографе, ставя его значительно ниже театра. О работе в кинокартинах говорила, что «деньги съедены, а позор остался». В самом конце 30-х Раневская сыграла в трех картинах, сделавших ее известной. Артистка появилась в ролях супруги во всех этих лентах: в картине «Человек в футляре» она стала женой инспектора, в «Ошибке инженера Кочина» — супругой портного Гуревича. Ну, и самая популярная жена появилась в фильме «Подкидыш», где Раневская произнесла незабываемую и теперь уже крылатую фразу «Муля, не нервируй меня».
В годы войны Раневская вместе с труппой театра была эвакуирована, и до 1943-го работала в Ташкенте. По возвращении в Москву ей предложили сыграть Мамашу в фильме «Свадьба» (1944) режиссера Анненского. В этой картине Раневская снялась с известными артистами Эрастом Гариным, Зоей Федоровой, Михаилом Яншиным, Верой Марецкой, Михаилом Пуговкиным и многими другими узнаваемыми актерами.
А в 1947-м на экраны вышла «Весна» Григория Александрова, в которой Раневская сыграла свою великолепную Маргариту Львовну. Орлова и Черкасов, исполнявшие главные роли в картине, и сама Фаина Георгиевна вмиг превратили фильм в один из самых популярных и кассовых.
В том же году артистка сыграла мачеху в фильме «Золушка» Надежды Кошеверовой. Сценаристом картины был Евгений Шварц, обожавший Раневскую. Он позволил великой артистке вставлять свои бесподобные фразы. Эта работа считается лучшей из всех, сыгранных Фаиной Георгиевной, да она и сама считала Мачеху своей самой удачной работой.
Последняя роль актрисы в кино — фильм Надежды Кошеверовой «Сегодня новый аттракцион» (1966).
До конца своей жизни Фаина Раневская служила в Театре имени Моссовета и считала себя именно театральной актрисой.
За несколько месяцев до своей кончины Раневская с присущим ей горьким сарказмом написала: «Когда умру, похороните меня и на памятнике напишите: «Умерла от отвращения».
Скончалась народная артистка СССР Фаина Георгиевна Раневская в июле 1984 года от инфаркта, отяжеленного пневмонией. Современники называют Раневскую «королевой второго плана» и признают, что она была величайшей русской актрисой XX столетия. Раневская включена Британской энциклопедией в десятку великих актеров XX века.
Фаина Раневская прославилась также своими афоризмами.
Множество ее высказываний превратились в крылатые выражения. Часто артистка едко подшучивала над окружающими, причем доставалось от нее всем подряд, без учета рангов и должностей. Но шутила она и над своей очень непростой жизнью.
Трагедия мужчин: одни женщины не по душе, другие — не по зубам, а третьи — не по карману!!!
Женщина умнее мужчин. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?
Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи.
Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья.                                       
Если больной очень хочет жить, врачи бессильны.
Животных, которых мало, занесли в Красную книгу, а которых много — в Книгу о вкусной и здоровой пище.
Нет полных женщин, есть тесная одежда.
Сказка — это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной. А быль — это когда наоборот.
Оптимизм — это недостаток информации.
И многие другие.
Л. Крутикова,
зав. сектором Национальной библиотеки РА.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости