Пятница . 19 Апрель . 2024

Пожалуй, нет в столице Адыгеи человека, сколь-нибудь близкого к творчеству, который не знал бы Аркадия Кирноса. Ведь будучи абсолютно неугомонным человеком, Аркадий Евгеньевич практически не пропускает ни одного значительного и интересного события или мероприятия. Столкнуться с ним можно и в суматохе открытия музейной выставки, и на репетиции спектакля, и на школьной линейке, и на проходной какого-нибудь предприятия, и в толпе спортивных болельщиков... Он — всюду, где бурлит жизнь, ему нравится быть в гуще событий и... создавать эти события самому.
— Аркадий Евгеньевич, вы — бессменный руководитель Союза фотохудожников Адыгеи и создатель фотоклуба «Лагонаки». Для абсолютного большинства майкопских фотолюбителей и фотохудожников — мэтр фотоискусства. Но это сегодня... А как все начиналось?
— Как у большинства фотолюбителей. Я учился в четвертом классе, когда родители подарили мне на день рождения фотоаппарат «Смена». Это была простейшая, самая распространенная по тем временам фотокамера. И я начал фотографировать, предварительно почитав немного о технике фотографирования. Первыми в объектив попали мои одноклассники. Негативы получились жуткими. К тому же в те времена не было фотоцентров, где можно было проявить пленку и напечатать фотографии. Это нужно было делать самому. Но тем не менее те, первые снимки до сих пор у меня хранятся, и я люблю их разглядывать.
А потом новизна прошла, и я забросил фотоаппарат. Через 3–4 года отец моего приятеля — фотолюбитель со стажем — решил научить сына фотографировать, а заодно и меня. Когда он начал объяснять, демонстрируя нам какие-то умные книги, таблицы и графики, я понял, что эта наука не для меня, и я никогда этим заниматься не буду.
Но в 9 классе мы с приятелем — ныне известным кинорежиссером Сергеем Овчаровым увлеклись кино. Смотрели фильмы по ТВ, не пропускали ни одной новинки в кинотеатре, обсуждали... Но интересовало нас не просто кино как таковое, а то, как оно создается. Правда, его больше — с точки зрения режиссуры и сценарного мастерства, а меня — операторская работа.
Родители купили нам одну на двоих кинокамеру, и мы стали пробовать снимать свое кино. Сценарии писал Сергей. Это были, в основном, небольшие пародии, где актерами выступали наши друзья. Это был очень увлекательный процесс, потому что мы старались найти какие-нибудь особенные, оригинальные ходы, и, надо сказать, у нас неплохо получалось. Я и сейчас храню эти кинопленки, и некоторые наши творческие находки до сих пор мне нравятся.
Естественно, по окончании школы мы решили поступать во ВГИК: Сергей — на режиссерское отделение, я — на операторское. Мне тогда очень много помогал оператор Краснодарского телевидения Виктор Чекаев, у которого была своя методика обучения — теорию он совмещал с практикой, за что я ему очень благодарен, потому что так я лучше запоминал хитрую науку.
Потом был сложный творческий конкурс, который я прошел, и был допущен к экзаменам. Но в итоге не добрал одного балла и вернулся в Майкоп. И приятель мой тоже тогда не поступил. Но впоследствии все же добился своей мечты, став профессиональным кинорежиссером.
И вот, вернувшись домой, я решил всерьез заняться фотографией и стал сотрудничать с газетой «Адыгейская правда». Кстати говоря, мой первый снимок был опубликован на страницах этой газеты еще до моей попытки поступления во ВГИК.
— Помните свою первую выставку?
— Конечно. Это была городская выставка фотографии в 1975-м году. Практически на каждом крупном майкопском предприятии был свой фотограф, поэтому выставки такие устраивали регулярно. Участвовали в них и фотокорреспонденты местных газет. И случилось так, что с фотокором «Социалистической Адыгеи» мы разделили первое место. Я очень радовался и всем демонстрировал диплом, который храню до сих пор. А через год была областная выставка, и снова первое место.
Меня взяли фотокорреспондентом в газету «Маяк». Что-то получалось, что-то — не очень... У меня уже тогда был собственный взгляд на фотографию, и не всегда он совпадал с редакторским. Это были времена, когда на страницах газет практиковались статичные, помпезные, однообразные снимки, а мне хотелось, чтобы люди на снимках были живыми, не с «паспортными» глазами. В общем, мне сказали: забудь про фотожурналистику, не надо тебе этим заниматься...
Поначалу расстроился, а потом стал вести фотокружок в школе №16, и мне стало интересно учить детей тому, что я сам знаю. Но все-таки основным занятием уже тогда была пресса. Я продолжал сотрудничать с «Социалистической Адыгеей» и «Адыгейской правдой», а когда последнюю возглавил Христофор Ардавасович Баладжиян, он взял меня фотокором уже официально, хотя и по договору, а затем и на ставку. Но параллельно я продолжал заниматься художественной фотографией, и это прекрасно совмещалось, потому что и в газетной иллюстрации должна быть творческая составляющая.
— А когда вас посетила идея создать фотоклуб?
— В 1978 году. Я выписывал журнал «Советское фото» и нередко читал там про такие фотоклубы. Подумал: почему бы не объединить фотографов Майкопа? Нашел единомышленников. Пошел в горисполком к начальнику отдела культуры. Разрешили, только ни помещения, ни денег не пообещали. И первая встреча членов нашего фотоклуба прошла в парке на лавочках. Было нас тогда всего 6 человек. Когда похолодало, стали собираться у меня дома.
А потом была первая фотовыс-тавка в кинотеатре «Гигант», и о ней написали в «Комсомольце Кубани» и в «Советской Кубани», даже Краснодарское телевидение приехало нас снимать. И было очень приятно, что нас заметили.
Когда стало холодно собираться на скамейке, нам выделили помещение в горпарке: старожилы помнят круглое здание с колоннами, которое называли «шайбой». Мы, конечно, очень обрадовались... Но вскоре выяснилось, что печь, которой «шайба» должна была отапливаться, была совершенно негодной. Поэтому, собираясь, мы кутались в куртки и шапки, а оставленная на ночь на подоконниках в стаканах вода для чая, замерзая, разрывала стаканы...
Помог нам Анатолий Красников — в то время собственный корреспондент «Советской Кубани» в Адыгее. Он написал материал под названием «Как живется фотоклубу?», в котором жестко раскритиковал местные власти. И после выхода статьи нам сразу же предложили несколько помещений на выбор. Мы выбрали здание бывшей школы №7 (на улице Победы), которая перебралась на новое место, оборудовали его лабораторией, провели воду, канализацию, и вот живем в нем и поныне.
— Первая ваша выставка за пределами Адыгеи?
— Это выставка в Краснодаре, которую организовывал фотоклуб «Кубань». Очень серьезный клуб, активно работающий, и я, когда занимался созданием фотоклуба «Лагонаки», много раз бывал у них и очень многому научился, со многими подружился.
— Вы когда-нибудь подсчитывали число выставок, в которых участвовали?
— Около двухсот. Среди них — более 150 международных.
— А какую победу считаете самой значимой?
— Конечно же, ту — первую городскую.
— Не страшно было впервые отправлять свои работы за рубеж?
— Это были 80-е годы, и к тому времени у нас уже был неплохой опыт участия во всесоюзных  выставках. На первую международную выставку, которая проходила в Польше, мы от клуба отправили работы другого фотохудожника. А вот уже на вторую — в Испанию, на выставку спортивных фотографий — мою. И мне присудили малую золотую медаль. А потом, как говорится, понеслось!..
— Такое количество фотовыставок, наград... Можно было бы уже и интерес потерять: все ведь есть, даже высшая награда Международной федерации фотоискусства FIAP. Но вас, я так понимаю, такие чувства не посещают?
— Абсолютно! Это, как в спорте: всегда надо двигаться вперед. Причем последние лет 10 мы отправляем свои работы только на самые престижные выставки, а не на те, где мы наверняка что-то возьмем. Например, на чемпионат мира по фотографии в Пекине, куда поступило 73 тысячи работ от 7 тысяч фотографов из 100 стран мира. Из них отобрали всего 400 работ для итоговой выставки и 7 из них — работы фотохудожников клуба «Лагонаки». И в итоге у нас — 3 место. Вот в таких случаях можно сказать, что ты чего-то достиг, что ты — на уровне.
— Когда и почему вы решили открыть при клубе фотошколу?
— Трудно сказать, когда это произошло. Сначала школы не было. Просто приходили в клуб молодые ребята, и я с ними занимался. Потом фотоклубу присвоили звание «народный», а каждый народный коллектив должен иметь коллектив–спутник. Вот мы и решили, что это будет фотошкола.
— Много желающих поучиться?
— Поначалу было немного — от 3 до 7 человек. Но это было в то время, когда заниматься фотографией было довольно трудоемко, нужно было самим проявлять пленку, печатать фотографии... Сейчас это намного проще, потому и желающих в разы больше. Года два назад у нас случился настоящий бум: к нам пришли записываться 60 человек! Часть из них, конечно, через месяц–два отсеялась. Да и нам пришлось разработать систему отбора. Но все равно в прошлом году набрали 40 человек.
— На открытии юбилейной выставки вас назвали летописцами республики. Как вы относитесь к такому определению? И задумываетесь ли, делая фотографии, что по ним через много лет будут некоторым образом изучать наше время?
— По-разному. Чаще об этом думаешь, когда снимаешь для прессы. Но и в творческом плане, иногда делая снимки, вдруг вспоминаешь, что когда-то уже фотографировал это место, и выглядело оно совсем иначе.
— Не возникала мысль сделать выставку: что было и что стало?
— Была у нас когда-то такая фотовыставка — «Майкоп вчера, сегодня». Правда, это была черно-белая фотография. Думаю, что такой проект можно было бы повторить, и это было бы интересно. Мало того, к нам иногда в клуб приходят заниматься люди, которых я когда-то давно снимал для газеты, да и в самом клубе преемственность — нередкое явление.
— А судьбы своих бывших клубовцев отслеживаете?
— Конечно. И очень приятно узнавать, что те, кто прошел через нашу фотошколу или клуб, стали известными фотографами. Такими, например, как Анатолий Жданов, который работает в пуле Президента России. Или Аслан Ашинов, фотокор газеты «Адыгэ макъ», который пришел к нам рабочим «Точрадиомаша». Много еще выпускников работают сейчас профессиональными фотографами в нашем городе или занимаются фотобизнесом как в России, так и за рубежом.
— Может ли наступить такой момент, когда вы скажете: «Я всего достиг, чего хотел, и больше мне ничего не надо»?
— Бывает, конечно, и такое, но только у тех, кто слишком ревниво относится к наградам. И особенно у тех, кто остановился в своем творческом развитии. Но награда не главное. Делать хорошие фотографии надо не для выставки, а для себя. Самому получать удовольствие от того, что ты честно поработал, качественно. И тогда твоя работа найдет своего зрителя и награду получит. Но пусть это будет неожиданно.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости