Вторник . 22 Сентябрь . 2020
Путь Николая Алексеевича Некрасова и в жизни, и в поэзии был нелегким. Поэт родился 28 ноября (10 декабря по новому стилю) 1821 года. Очень рано началась жестокая и беспощадная борьба за право на самостоятельность. После пяти лет обучения в Ярославской гимназии отец решил отдать сына в военную школу — Дворянский полк. Уехавший в Петербург юноша нарушил родительскую волю и стал готовиться в университет. Разгневанный отец лишил его какой бы то ни было поддержки. Будущий великий поэт, крупный издатель, редактор популярнейших журналов России начал свою петербургскую жизнь, без связей, и средств к существованию. В 1842 году произошло событие, которое явилось поворотным в жизни Некрасова: он познакомился и вскоре подружился с Виссарионом Белинским. В свою очередь, Белинский, по словам Ивана Панаева, полюбил Некрасова «за резкий, несколько ожесточенный ум, за те страдания, которые он испытал так рано, добиваясь куска насущного хлеба». Белинский внимательно следил за творчеством Некрасова, помогал советами, старался привлечь его к более активному сотрудничеству в журнале «Отечественные записки», где возглавлял критический отдел. Чуть позже Некрасов прочитал Белинскому и его друзьям стихотворение «В дороге», прослушав которое, критик обнял Николая Алексеевича и со слезами на глазах сказал: «Да знаете ли вы, что вы — поэт, и поэт истинный?!» Отныне каждое стихотворение Некрасова воспринималось в кружке Белинского как событие. Одно за другим появляются стихотворения Некрасова о крестьянской жизни: о судьбе мужика, который осмелился полюбить дворянскую дочь («Огородник»), о бедняке, для которого уготована только одна дорога — к «кабаку» («Пьяница»), о сельской красавице, которую ожидает горькая доля русской женщины («Тройка»). В середине 1840-х годов начинается активная деятельность Некрасова как издателя. Поэт оказался прекрасным организатором. И в этом его поддержал и оказал самую существенную помощь Белинский. В 1844–1845 годах Некрасов выпустил два тома альманаха «Физиология Петербурга», а в 1846 году — «Петербургский сборник». Некрасовские альманахи были тепло встречены читательской публикой, и это побудило поэта приступить к изданию собственного журнала. По замыслу Некрасова, новый журнал должен был вести борьбу с крепостничеством, с основами самодержавного строя и с реакционной литературой. Первый номер обновленного журнала «Современник» вышел в январе 1847 года. Это было событие огромного общественного и литературного значения. В России появился, наконец, журнал, открыто выступавший за освобождение крестьян. За деятельностью «Современника» был установлен строгий цензурный надзор. Издавать журнал в обстановке правительственной реакции было не только трудно, но и опасно. Ценой невероятных усилий все-таки удалось сохранить лицо «Современника» и опубликовать на его страницах произведения таких известных русских писателей, как И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Д.В. Григорович, Н.П. Огарев, А.А. Фет и других. Весной 1853 года в редакцию «Современника» пришел Н.Г. Чернышевский. Понимая, что цензура в любой момент может запретить любое произведение, Некрасов вместе с А.Я. Панаевой, писавшей под псевдонимом Н. Станицкий, приступил к работе над большим романом «Три страны света» (1848–1849). Позднее, в 1851 году он вместе с Панаевой написал еще один большой роман «Мертвое озеро». Совместная работа сблизила поэта с Панаевой, которую он уже давно любил. Вскоре она стала его гражданской женой. Все, кто знал Авдотью Яковлевну Панаеву в 1840–1850 годы, в один голос говорили о ней, как о женщине замечательной красоты и обаяния, умной и интересной собеседнице, гостеприимной хозяйке. Они очень любили друг друга, но и в то же время их совместная жизнь не была безоблачной и порой омрачалась взаимными обидами, ревностью, ссорами. В начале 1850-х годов Некрасов серьезно заболел. Болезнь с каждым годом прогрессировала, сказались годы нищеты, голода, тяжелого, изнурительного труда. Поэт был убежден, что дни его сочтены, и решил, что ему пора подвести итоги своего творческого пути. С этой целью он предпринял издание сборника стихов. Сборник «Стихотворения Н. Некрасова» вышел весной 1856 года. Его появление стало важным общественным и литературным событием и имел громадный успех. Такого в русской литературе, по словам Тургенева, «не было со времени Пушкина». А Чернышевский писал Некрасову: «Восторг всеобщий... Вы теперь лучшая, можно сказать, единственная прекрасная надежда нашей литературы». Новым словом в некрасовской поэзии явилась поэма «Коробейники» (1861). Главным достоинством поэмы оказалась народность, очень многосторонне раскрывшаяся. И крестьянин, и ямщик, и маленький чиновник, и разночинец-бедняк обретали со стихами Некрасова свой голос. Но нет голоса, который оказался бы в некрасовской поэзии более хватающим за душу, чем голос русской женщины. Недаром на похоронах поэта две крестьянки несли венок «От русских женщин». Русская женщина предстала в произведениях Некрасова во всем разнообразии своих судеб, она — главная носительница жизни. Как бы символ национального существования. Потому-то она оказывается героиней эпических поэм Некрасова, таких, как «Мороз, Красный нос» и «Русские женщины». Не случайно современный французский литературовед Шарль Корбэ сравнил «Мороз, Красный нос» как единственное в своем роде эпическое произведение с гомеровским эпосом. Интересно, что Ромен Роллан тоже сравнил с эпосом Гомера уже другое великое произведение русской литературы той же поры — роман Льва Толстого «Война и мир». Вот какими мерами измеряется «крестьянская» поэма Некрасова: ведь и «Илиада», и «Война и мир», и «Мороз, Красный нос» — каждое по-своему касается самого существа жизни нации. При кажущейся простоте ситуации «Мороз, Красный нос» — одно из самых сложных у Некрасова произведений. В начале 60-х годов Некрасов приступает к работе над произведением, которое сам считал главным делом своей жизни, которое, по его собственному выражению, 29 лет собиралось по словечку, — над поэмой «Кому на Руси жить хорошо?». Само название настраивает на подлинно всероссийский обзор жизни и на то, что жизнь эта будет исследована сверху донизу. С самого начала в произведении определяется и главный герой ее — мужик. Именно в мужицкой среде возникает знаменитый спор, и семь правдоискателей отправляются путешествовать по России, углубляя свой вопрос: кто счастлив на Руси? Поэт на вопрос-формулу «Кому на Руси жить хорошо?» дает ответ-формулу: Доля народа, Счастье его, Свет и свобода Прежде всего! Свои «Последние песни» — именно так назвал Некрасов книгу, которая вышла в марте 1877 года, он «допевал», будучи смертельно больным. Умер Николай Алексеевич Некрасов 27 декабря 1877 года (8 января 1878 года по новому стилю). Но поэзия его продолжает жить. Марзет Гиш, главный библиотекарь абонемента НБ РА.

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости