Четверг . 28 Март . 2024

Существуют профессии, представителей которых практически не видно. Зато прекрасно слышно. Речь идет о звукооператорах, обеспечивающих звук на концертах и массовых мероприятиях. 

Александр Бобырь работает звукооператором около 20 лет и за это время достиг профессионализма того уровня, когда уже можно передавать свой опыт другим.
Началось все в 90-х годах. В то время Саша играл в майкопской группе на ударной установке. И случилось так, что работать с аппаратурой было некому. А молодой увлеченный человек мало-мальски разбирался в этом. Ребята доверили ему настраивать звук. Так и повелось: за пультом — Александр.
Свой первый опыт больших концертов он приобрел, работая в компании «Юр-Во Шоу», которая в то время занималась организацией гастроелей российских звезд. Пару лет «погастролировав», Александр стал работать в Центре творчества детей и юношества руководителем кружка, музыкантом, звукооператором. После этого была работа с В.Д. Васьковцовым. Здесь молодой специалист многому научился. Например, с нуля изготавливать собственными руками концертные акустические системы.
С долей грусти Александр вспоминает время работы с известной группой «Оштен».
— В то время в составе «Оштена» были талантливые и профессиональные музыканты, что позволяло ансамблю участвовать в джазовых фестивалях, где играли исключительно «живьем», — рассказывает А. Бобырь. — Их участниками были многие знаменитые джазмены. Устраивались джем-сейшены, общались с профессионалами из мира музыки. К сожалению, первый состав «Оштена» сегодня разбросан по миру. Аслан Готов сначала уехал в Москву, а потом — в Канаду, сейчас живет и работает в Торонто. Гармонист Заманбий Иругов — в США, а Роман Насиб работает в студии Александра Кутикова в Москве.
После «Оштена», когда основной состав распался, Александр пришел в «Исламей». Его роман с прославленным коллективом длится ни много ни мало семь лет. Эти годы для Александра стали очень плодотворными и памятными. Работа под руководством Аслана Касимовича Нехая научила его многому.
— Я начал работать по-новому, — говорит Александр. — Сложный и интересный репертуар требовал соответствия высокому профессиональному уровню, который задает Аслан Касимович, а тот факт, что «Исламей» часто представляет культуру нашей республики не только в различных регионах России, но и за рубежом, заставляет относиться к своему делу с особой ответственностью.
Он вместе с коллективом побывал во многих странах — Турции, Иордании, Польше, Греции. Сразу же возник вопрос: трудно ли работать с коллегами за границей — все-таки языковой барьер…
— Сложного ничего нет, — отвечает он. — Трудности могут возникнуть только на бытовом уровне, но не на профессиональном. Работа звукооператоров за границей ничем не отличается от работы в России. У нас все универсально, потому что все профессиональные термины — на английском языке, а производители аппаратуры придерживаются международных стандартов.
Сегодня Александр Бобырь работает в Государственной филармонии Республики Адыгея. Бывает, что ежедневно обслуживает по 3-4 концерта. Но случаются, конечно, и свободные дни. Одному в большом зале, да еще на сборном концерте, где десятки выступающих, работать сложно. Поэтому у звукооператора есть помощники, которым он передает свой опыт. Самая горячая пора для него — осень и предновогодние дни. Нередки случаи, когда просят поработать и на общереспубликанских мероприятиях.
— К сожалению, — говорит он, — у нас в республике на сегодняшний день нет звукорежиссеров, получивших профессиональное образование. Этой профессии на базовом уровне надо обучаться примерно 15 лет, потому что в вузы принимают только с законченным музыкальным образованием.
Главная цель работы звукооператора — настроить звук в концертном зале максимально комфортно для исполнителей и, естественно, зрителей. И если о человеке за пультом никто после концерта не вспомнил — значит, все прошло успешно.
Мария Куренина.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости