Четверг . 25 Апрель . 2024

Как планируется, на площади в полтысячи гектаров будет выпущено порядка 1 млн. экземпляров. По мнению специалистов, энтомофаг сможет в обозримом будущем серьезно навредить самшитовой огневке и прекратить ее дальнейшее распространение.  
Однако не все экологи разделяют оптимизм от использования эулофида, мелкого паразитического наездника (до 1–3 мм) из семейства хальцидов, в борьбе с самшитовой огневкой.
— Во-первых, как и самшитовая огневка, это насекомое — инвазивный, то есть чужой вид для биогеоценозов Северо-Западного Кавказа. Пока нет данных об эффективности такого метода борьбы с вредителями леса. Например, разведение паразитоида на куколках табачного бражника считается нецелесообразным в силу недостаточного процента заражения куколок. Питаясь самшитом, гусеницы и куколки огневки насыщаются токсинами растения, что, возможно, сделает их менее привлекательными для паразитоида и снизит эффективность его применения. Кроме того, известно, что эулофид не заселяет виды насекомых, которые имеют плотные коконы куколок. Самшитовая огневка при окукливании хоть и не делает плотных коконов, но строит колыбельки из склеенных листьев самшита. Поэтому непонятно, сможет ли наездник-паразит откладывать яйца в такие куколки, — считает кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института экологии горных территорий им. А.К. Темботова  КБНЦ РАН Алексей Бибин.
По его словам, самшитовая огневка — крайне поливольтинный вид, то есть насекомое, дающее несколько поколений за год. Пока нет данных, какая часть насекомых находится в стадии куколки, но очевидно, что весьма незначительная. 
— Выпуск насекомого-паразита в таком случае  не эффективен, либо же нужно поддерживать его численность в течение сезона на постоянном высоком уровне. При этом особенности биологии самшитовой огневки могут заставить эулофида обратить свое внимание на другие виды местных насекомых и только потом заняться огневкой. Поэтому как агрессивный и непритязательный в выборе хозяев паразитоид может снизить численность аборигенных видов бабочек, таких, как махаон, подалирий, многие виды бражников, которые и без того находятся под угрозой исчезновения, — говорит Алексей Бибин.
Не будет ли это слишком высокой ценой за вероятное спасение одного краснокнижного вида за счет других? Вопрос риторический. При этом полностью уничтожить огневку эулофид не сможет: чем меньше ее численность, тем реже шанс их встречи. Это же дает шансы выжить другим видам бабочек, но очаг самшитовой огневки полностью не исчезнет.
И самое главное: мягкий климат склонов Главного Кавказского хребта делает очень высокой вероятность полной акклиматизации эулофида в местных экосистемах. А как он поведет себя дальше, сейчас сказать никто не в состоянии, тем более в человеческой истории таких примеров, к сожалению, много. Сто лет назад в мире началось внедрение в природу божьей коровки — гармонии или арлекина. С 30-х годов прошлого века ее начали распространять на Кавказе для борьбы с тлями, трипсами, белокрылками и листоблошками. Сейчас это чрезвычайно агрессивное и плодовитое насекомое вышло из-под контроля человека и уничтожает уже не только вредителей, но и безвредных насекомых. В ряде стран она вытеснила местные виды божьих коровок, а кое-где уже сама стала вредителем плодоводства и виноделия.  Поэтому чем закончится попытка вселения чужеродного вида наездника-эулофида на Северо-Западный Кавказ, непонятно.
— Есть и еще один аспект проблемы: насаждения самшитовой огневки находятся на особо охраняемых природных территориях. А по закону об ООПТ 1995 года на них «запрещается интродукция живых организмов в целях их акклиматизации». И хотя наездник-эулофид официально заселяется не с целью акклиматизации, тем не менее де-факто это так и происходит. Ведь после вероятного снижения численности самшитовой огневки паразитоид останется жить в наших экосообществах. Поэтому особых плюсов в процессе внедрения китайского эулофида я не вижу, а вот потенциальный риск навредить природе весьма велик, — заключает Алексей Бибин.
Напомним, что самшитовая огневка была завезена на территорию Большого Сочи в 2012 году из Италии, вместе с саженцами самшита вечнозеленого, предназначенными для озеленения города.
В ближайшее время ее вторичный ареал сомкнется, и она заселит все Черноморское побережье Кавказа от Аджарии до Анапы. В прошлом году она также выявлена в посадках самшита в ряде мест Крыма. В июле 2015 года гусеницы самшитовой огневки появились в среднем течении реки Цица на памятнике природы «Массив самшита колхидского» площадью более тысячи гектаров. Поражены огневкой более 280 гектаров самшитников. Неделей позже сотрудники Центра защиты леса Республики Адыгея зафиксировали гусениц в черте Майкопа.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости