Пятница . 26 Апрель . 2024

Адыгея по праву относится к тем регионам нашей страны, с которых, собственно, и начиналось развитие туризма в России. К примеру, в следующем году будет отмечаться 80-летие одного из самых популярных и увлекательных туристских маршрутов в бывшем СССР — 30-го маршрута «По Западному Кавказу». А начиналось все так…
После Октябрьской революции и Гражданской войны вновь образованное государство СССР стало всерьез заботиться о здоровье своих граждан. Повсюду открывались  больницы, санатории, дома отдыха, пионерские и альпинистские лагеря, туристские базы и приюты. Здоровый образ жизни был принят за основу развития нового государственного строя.
 По всей стране стали активно разрабатываться экскурсионные и туристские маршруты. В 1928 году «Российское общество туристов» было преобразовано в «Общество пролетарского туризма», а в 1930 году в него вошли все туристские организации страны. Так была создана единая государственная организационная структура, развивающая туризм в Советском Союзе, и стала она называться «Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий».
В конце 30-х и начале 40-х годов в  Советском Союзе туризм принимает массовую форму развития. Для организации отдыха трудящихся СССР одной из первых была востребована горная Адыгея. Экспедиции,  направленные из Москвы для разработки будущих туристских маршрутов, в 1929 году прибыли в Майкоп.
В 1929 и 1930 году были пройдены в конно-пешем составе три маршрута: один маршрут из Красной Поляны на озеро Кардывач и два маршрута из поселка Гузерипль: один — в поселок Красная Поляна, другой — в поселок Дагомыс. Маршрут на Красную Поляну был принят как основной. Экспедициями намечены места ночевок туристов на маршруте и места строительства первых турбаз в Адыгее и Краснодарском крае. В 1931 году в ряде туристских  изданий и изданий заповедника прошла первая информация о подготовке и оборудовании кавказских маршрутов.
Начатое в 1930 году строительство турбазы в поселке Каменномостском было закончено в 1935 году. В Хаджохе появился первый «Дом туриста». По современным масштабам это был гостевой дом — одноэтажное деревянное здание, с правой и левой сторон которого располагалось по три комнаты и две веранды.
На одной веранде была летняя столовая, а на другой — туристский кабинет и место для танцев и досуга туристов. Конюшня,  дровяные  и хозяйственные сараи находились в старом фруктовом саду.
Первых туристов турбаза приняла на маршрут «По Кавказскому заповеднику» в 1936 году. С этого времени принято отсчитывать рождение туристской отрасли Адыгеи. В том же году весь туризм в стране был передан ВЦСПС, и вместо «Общества пролетарского туризма и экскурсий» было создано Центральное туристско-экскурсионное управление (ТЭУ ВЦСПС).
В далеком 1936 году туристские группы, сформированные в Хаджохском «Доме туриста», посетив каньон Шум и водопады Руфабго, упаковав снаряжение на подводы, отправлялись на  маршрут в сопровождении конного верхового инструктора. Туристы шли налегке, весь их скарб везли на подводе, а затем на вьючных лошадях и быках.
Всего на маршруте использовалось 80 голов вьючных лошадей. На отрезках маршрута Хаджох—Блокгауз—Гузерипль —пастбище Абаго  применялись телеги и брички для перевозки вещей, а на крутом и затяжном подъеме на пастбище Абаго — даже волы. Там, где были только горные тропы, все необходимое снаряжение, продукты питания и зернофураж везли на вьючных лошадях в сопровождении егерей заповедника.
Во время войны был оккупирован поселок  Каменномостский, и в «Доме туриста» разместился штаб 207-го полка фашистской 97-й легкопехотной (егерской) дивизии. К нему были подтянуты линии связи, вокруг вырыты окопы, установлены зенитные пушки и пулеметы.  Территорию турбазы определили для временного концлагеря.
При отступлении фашисты пытались уничтожить «Дом туриста». К нему подъехала бронемашина, и один из фашистов, распахнув окно, бросил в комнату связку гранат. От сильного взрыва разрушилась центральная печь, вылетели стекла окон. Но, к счастью, здание не загорелось. 
 Восстановление работы туристского маршрута началось только с 1948 года директором турбазы «Горная»  К.Э. Каснерским. Новый плановый маршрут пустили по нитке самодеятельного маршрута «Через Белореченский перевал». Причиной изменения нитки маршрута на Дагомыс была установка в 1947 году зоны абсолютной заповедности в районе горы Тыбги. В 1949 году по новому маршруту пошли первые плановые послевоенные группы туристов.
Хаджохский «Дом туриста» расширился до 70 мест. Были введены в строй еще два корпуса: один жилой, другой корпус — столовая и поставлены летние палатки — сначала брезентовые, а затем деревянные. Дом туриста был переименован  в турбазу «Хаджох», а затем в хаджохскую турбазу «Горная». Маршрут стал называться №30 «По Западному Кавказу». В 1950 году по маршруту прошло 30 групп с общим числом туристов 977 человек.
В поселке Гузерипль, на промежуточной турбазе «Кавказ» в двухэтажных домах, срубленных из цельных круглоствольных пихтовых стволов, также размещались 70 человек. Питались туристы тут же, на открытой веранде рубленого жилого корпуса. На маршруте для туристов на приютах вместо палаток уже устанавливали длинные балаганы, изготовленные из пихтовой драни, с деревянными нарами для ночлега и буржуйками для обогрева. Кострища для приготовления пищи ставились рядом с приютом. Это уже были улучшенные и комфортабельные для того времени места размещения в горах.
Самым большим в тот период был приют «Фишт», он располагался в лесу под перевалом Армянским. Его вместимость была рассчитана на 60 человек. Другие приюты размещали по 30 туристов.
С 1960 года начинается бурное развитие туризма по всей стране. Стали активно создаваться новые турбазы, альплагеря, дома отдыха, санатории и пансионаты.
В 1962 году принято постановление крайсофпрофа «О дальнейшем развитии туризма в крае», в этом же году в Адыгее была объявлена всекубанская комсомольская стройка по строительству филиала турбазы «Горной», горнолыжной турбазы «Лагонаки». На турбазах «Горная» и «Кавказ»  до 1970 года были введены в строй дополнительно новые капитальные жилые корпуса,  летние деревянные сборные щитовые одноэтажные коттеджи на 18 человек размещения. Только лишь за счет щитовых коттеджей вместимость турбаз увеличилась более чем на 200 мест каждая.
В 1967 году на приюте «Фишт» было построено первое каменное здание для размещения туристов, а в 1969 году — второе.
Семидесятые и восьмидесятые годы были самыми плодотворными годами развития туризма в стране и в Адыгее. В Адыгейской автономной области   открылись новые туристские предприятия: турбаза «Майкоп», кемпинг «Турист», кемпинг «Шапсуг», автогараж «Турист», турбаза «Романтика», Майкопское бюро путешествий и экскурсий и собственный ремонтно-строительный участок, производивший строительство и капитальный ремонт зданий в системе туризма Адыгеи.
В восьмидесятые годы на всесоюзный маршрут №30 «По Западному Кавказу» ежедневно выходило по четыре группы (в группе 20 человек туристов). В летний сезон с 1 июня по 1 октября проходило 109 объединенных групп. Всего за сезон «тридцатка» обслуживала около 8 000—8 700 туристов со всех концов необъятной Родины СССР. В советский период очень трудно было достать путевку на маршрут «По Западному Кавказу», который был и остается самым уникальным маршрутом России.
За короткие пять дней согласно вертикальной зональности гор туристы получают представление обо всех природно-климатических зонах страны от Северного Ледовитого океана (ледники горы Фишт) до лесов колхидского типа и субтропиков (дендропарк Сочи). Путевка на 30-й маршрут стоила сначала 45 рублей, а затем 70 рублей. 70% стоимости туристских путевок оплачивали профсоюзы. За 21 рубль туристы получали полноценный 15-дневный отдых в горах и на Черном море.
В настоящее время возрождением  тридцатого маршрута занимается московская туристская фирма «СВ-Астур».  Из поселка Каменномостского, как и много лет тому назад, выходят на маршрут к побережью Черного моря туристские группы, приехавшие на Кавказ  из разных уголков России.
В постсоветский период маршруты Адыгеи вновь стали самыми популярными маршрутами России. Популярность их возросла еще и потому, что они остались единственными на Кавказе перевальными маршрутами к Черному морю.
Иван Бормотов,
заслуженный
путешественник России.
Фото Аркадия КИРНОСА.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости