Вторник . 25 Февраль . 2020
Об этом и многом другом решили обменяться мнениями участники XII региональных научных чтений, посвященных Дню славянской письменности и культуры и 90-летию АРИГИ им. Т. Керашева, которые пройдут завтра в ведущем научно-исследовательском вузе республики.— Тема чтений не случайна. Славянские этносы в начале нынешнего века переживают разнонаправленные и серьезные процессы трансформации своей культуры и национальной идентичности в условиях глобализирующегося мира. Напомню, что академическая наука сегодня выделяет 15 славянских этнических общностей. Среди них такие крупные этносы, как русские, поляки или украинцы, и совсем небольшие — кашубы, лужичане, русины, — отметила заведующая отделом славяно-адыгских культурных связей АРИГИ имени Т. Керашева Галина Луганская. — В современных условиях перед славянскими этносами стоят огромные вызовы по сохранению своей культурно-исторической идентичности, традиционного взаимодействия, в том числе и с другими этническими сообществами, как это происходит, у нас в Адыгее. По ее словам, на чтениях планируется обсудить просветительский подвиг Кирилла и Мефодия, единство славянского мира, его современный потенциал, содержание и противоречия, роль образования, науки и культуры Республики Адыгея в укреплении межкультурного диалога славян и адыгов, страницы истории АРИГИ им. Т. М. Керашева, обычаи, традиции, народные праздники, национальные костюмы как язык и символика культуры славян и адыгов и другие темы. К участию в чтениях приглашены сотрудники научно-исследовательских институтов и центров Юга России, историки, этнографы, культурологи, филологи, фольклористы, искусствоведы, краеведы, работники музеев и библиотек, преподаватели высших и средних учебных заведений, педагоги общеобразовательных школ и лицеев, магистранты, студенты и старшеклассники, представители казачества и духовенства. Впервые за последние годы рамки чтений перешагнули границы России: для участия в чтениях свои работы представили специалисты Луганского госуниверситета имени В.Даля. Первый алфавит на кириллице Во время Кавказской войны российское правительство создало ряд учреждений, которые стали кузницей кадров адыгского просвещения. Среди них были Кавказско-Горский полуэскадрон лейб-гвардии российского императора, Нальчикская аманатская школа и Ставропольская гимназия. Вступившие в Кавказско-Горский полуэскадрон горцы, находясь в Санкт-Петербурге, осваивали русский язык и приобщались к русской культуре. Вместе с тем, изучая русский язык и русскую грамоту, они получали возможность сделаться грамотными и на родном языке. Специально для этих целей русский филолог Иван Грацилевский составил в 1829 году первый черкесский алфавит на основе кириллической азбуки, с помощью которого горцы впоследствии даже переписывались между собой на родном языке. К сожалению, данный алфавит не сохранился, мало известно и о его авторе. Иван Петрович Грацилевский родился около 1804 г. в Суздале в семье обедневших дворян. В 1819–1823 гг. учился в Санкт-Петербургском университете, который окончил со степенью кандидата. До 1829 г. работал в университете младшим преподавателем персидского языка. Преподавал по рукописи собственного сочинения, составленной в студенчестве. 29 августа 1829 г. был избран попечителем для обучения русскому языку командира гвардейского Кавказско-Горского полуэскадрона Султана Азамат Гирея, некоторых офицеров и оруженосцев. В 1834 г. Иван Грацилевский окончил Владимирскую духовную семинарию и принял священнический сан. С 1836 по 1866 год служил в храмах Суздаля, а также полковым священником. Оставил после себя ряд православных поучений и этнографическую статью о свадебных обрядах крестьян Владимирской губернии. Этнический облик Майкопа По данным Краснодарстата, численность населения столицы Адыгеи составила на начало этого года 140,5 тыс. человек. Еще 23,2 тыс. человек проживают в пригородных населенных пунктах Майкопского городского округа. Национальный состав жителей муниципалитета отразила Всероссийская перепись населения 2010 года. Согласно полученным тогда сведениям, 112,8 тыс. городского округа отнесли себя к русским (в том числе «казаками» как этносом себя определили 112 горожан), еще 2,9 тыс. заявили о себе как об украинцах, 0,7 тыс. назвали себя белорусами. Кроме того, в городе на момент переписи проживали 45 болгар, 84 поляка, 5 сербов и 2 македонца. Отметим, что более 9,5 тыс. жителей не указали свою национальность во время переписи. Александр ДАНИЛЬЧЕНКО.

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости