Пятница . 19 Апрель . 2024

 

Официальная дата основания Кавказского государственного биосферного заповедника — жемчужины природы России — 12 мая 1924 года, однако меньше известно о драматическом пути по созданию этой природоохранной структуры. Между тем проект создания заповедника в горах Адыгеи был утвержден еще 9 марта 1911 года.
Заповедные чащобы в горах Закубанья привлекли внимание знатных охотников еще в конце позапрошлого века: дичи здесь было много, а людей мало. Поэтому в 1888 году Великие князья Петр Николаевич и Георгий Михайлович Романовы получили право на охоту на площади около 480 тыс. десятин в лесных дачах Министерства государственного имущества и Кубанского областного войскового правления. Границы арендованного участка проходили: на юге — по Главному Кавказскому хребту, на востоке — по реке Большая Лаба, на западе — по реке Белой, а на севере — вдоль Передового хребта. Однако здоровье не позволяло монаршим особам часто охотиться в горах, и «Кубанская охота» была заброшена на четыре года.
Затем владеть «Кубанской охотой» стал другой венценосный охотник — Великий князь Сергей Михайлович (в 1918 году будет казнен большевиками под Алапаевском). Он оказался хорошим хозяином и талантливым администратором, создавшим один из лучших охотничьих заказников не только в Российской империи, но и во всем мире. Ему удалось продлить срок аренды «Кубанской охоты» до 1909 года, после чего этот охотничий заказник перестал существовать юридически, однако на деле егерская охрана угодий работала по-прежнему. Жалование ей продолжал платить Сергей Михайлович Романов. Но егеря не смогли сдержать разгула браконьерства в горах Закубанья в 1910—12 гг.
С 1909 г. в научных кругах все чаще стали говорить о необходимости защиты и сохранения кавказского зубра, который с окончанием «Кубанской охоты» остался бы без охраны. Между тем С.М. Романову и управляющему лесничему, австрийцу Э.К. Ютнеру удалось более чем за 25 лет увеличить численность зубра в «Кубанской охоте» на 200 с лишним голов, а их поголовье достигло 600 животных.
Много сил в создание Кавказского заповедника и охраны богатств природы Северо-Западного Кавказа уже тогда вложил майкопчанин Христофор Георгиевич Шапошников. В 1909 г. он послал письмо в Академию наук с предложением о создании заповедника. После долгих обсуждений в феврале 1911 г. академик Н.В. Насонов на заседании физико-математического отделения Академии наук представил проект создания заповедника. 9 марта 1911 г. Академия наук утвердила этот проект, подготовила постановление о создании заповедника и передала его  в правительство.
Проект же, как это было свойственно  российской бюрократии, был рассмотрен в Совете министров только 27 февраля 1914 г. Но решение принято не было, и в 1915 г. Русское географическое общество вновь попыталось поставить перед правительством вопрос об организации заповедника на территории бывшей великокняжеской охоты. Правительство отказало Русскому географическому обществу, объяснив это тем, что «охрана редких зоологических пород не отвечает общегосударственной полезной мере, ради осуществления которой можно поступиться неприкасаемыми вообще правилами частной собственности».  В 1916 году была сделана третья попытка организовать заповедник, однако и она не увенчалась успехом.
Затем революция и Гражданская война вообще отодвинули вопросы охраны природы в далекий угол. Между тем именно в это время зуброфауна Закубанья понесла ужасающие потери: большая часть зверей была быстро перебита на мясо и шкуры, а в 1919 г. среди оставшихся вспыхнула эпизоотия, занесенная в горы домашним скотом. Уничтожение зубров достигло своего апогея зимой 1920—1921 гг., когда некоторые части отряда белого генерала М.А. Фостикова, запасая мясо, расстреливали животных даже из пулеметов. По подсчетам, белогвардейцы уничтожили не менее 270 зубров, в живых оставалось к 1921 году не более 70 голов в районе Киши и Хамышков.  И только установление Советской власти на Кубани смогло подвигнуть власти к созданию заповедника в горах Закубанья, но в условиях Гражданской войны дело тоже двигалось не быстро.
В декабре 1920 Кубано-Черноморский ревком принял постановление о создании на Кавказе «Кубанского высокогорного заповедника» в границах, намеченных Академией наук до революции, но из-за межведомственных неувязок проект Кубанского заповедника был отклонен. Только в ноябре 1923 года решился вопрос о границах государственного Кавказского заповедника, который официально подчинялся органам наркомата просвещения РСФСР, а в мае 1924 года был подписан декрет о создании Кавказского зубрового заповедника.
Однако заповедник уже не смог спасти кавказского зубра: летом 1927 года  пастухи на горе Алоус убили последнего домбая, как называли горцы зубров. В стране остался лишь один помесный зубр — помесь от скрещивания самца кавказского зубра и самки беловежского. Летом 1940 г. из заповедника Аскания-Нова завезли самца и четырех самок зубробизона. Они хорошо акклиматизировались, их потомство заняло экологическую нишу кавказского зубра и до сих пор успешно размножается в заповеднике.
На снимке: егеря «Кубанской охоты» и Великий князь Сергей Михайлович (в центре).



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости