Пятница . 29 Март . 2024

Основываясь на степени близости языков, исследователи разделяют финно-угорские народы на пять подгрупп: прибалтийско-финскую, саамскую, волжско–финскую, пермскую и угорскую. С последней, несмотря на большую разницу в обычаях и традициях, объединяют венгров (мадьяр), сибирских хантов и манси.
Своеобразная психология, обусловленная мыслительным процессом на  финно-угорских языках, обогащает общечеловеческую культуру их уникальным видением мира. Так, в отличие от индо-европейца представитель финно-угорского народа склонен с исключительным уважением относиться к природе. Финно-угорская культура во многом также способствовала стремлению этих народов мирно приспособиться к соседям — как правило, они предпочитали не воевать, а мигрировать, сохраняя свою самобытность. Также характерная черта народов данной группы — открытость к этнокультурному взаимообмену.
В поиске путей укрепления взаимоотношений с родственными народностями они поддерживают культурные контакты со всеми теми, кто их окружает. В основном финно-уграм удалось сохранить свои языки, основные культурные элементы. Связь с этническими традициями в этой области прослеживается у них в национальных песнях, танцах, музыке, традиционных блюдах, одежде. Современный кулинарный «репертуар» финно-угров содержит очень мало национальных черт, поскольку испытал сильное влияние русской, башкирской, татарской, чувашской и других кухонь. Однако почти у каждого народа сохранилось одно или два традиционных, ритуальных либо праздничных блюда, которые дошли до наших дней. В сумме они позволяют составить общее представление о финно-угорской кулинарии.  Также до наших дней дошли многие элементы их старинных обрядов: свадебных, похоронных, поминальных.
С финно-угорскими народами славяне Руси столкнулись еще на заре истории России. Русские переселенцы массово устремились на земли финно-угров в XVI–XVIII столетиях. Чаще всего процесс расселения их в этих краях происходил мирно, однако некоторые коренные народы (например, марийцы) долго и ожесточенно сопротивлялись присоединению своего края к Российскому государству. Христианская религия, письменность, городская культура, привнесенные русскими, со временем стали вытеснять местные верования и наречия. Люди переезжали в города, переселялись на сибирские и алтайские земли – туда, где основным и общим был русский язык. Впрочем, и он (в особенности его северный диалект) впитал много финно-угорских слов — заметнее всего это в области топонимов и названий явлений природы. Местами финно-угорские народы России смешались с тюрками, приняв мусульманство, однако значительная их часть все же была ассимилирована русскими. Финно-угры, живущие в европейской части России, — преимущественно православные христиане, но удмурты и марийцы местами сумели сохранить древнюю (анимистическую) религию.
На территории современной Адыгеи представители финно-угорских народов, а именно мордвины, появились впервые в конце позапрошлого века. Непосредственным толчком для их расселения, в том числе и на Юг России, послужил голод в Поволжье 1891 года. Мордвины переселяясь на Северо-Западный Кавказ, занимались сельским хозяйством, становились ремесленниками — шорниками, столярами, плотниками, оседая преимущественно в городах. Поэтому к 1926 году в Майкопе проживали 170 мордвин (8-я по численности этногруппа города). В дальнейшем, в условиях повышения мобильности населения СССР, в Адыгее стали появляться представители и других финно-угорских народов: удмурты, эстонцы, чуваши, марийцы и другие.
По переписи 2010 года в Адыгее проживали представители практически  всех крупных финно-угорских народов: всего более 700 человек, в том числе 222 удмурта, 214 мордвинов, 130 марийцев, 49 коми, 38 коми-пермяков, 31 эстонец, 15 финнов, 8 венгров, 5 карелов, 4 ханта,  3 манси, 2 саама и 1 ненец.  Большая их часть живет в Майкопе, в том числе 99 удмуртов, 78 мордвинов, 45 марийцев, 26 коми, 20 коми-пермяков, 12 эстонцев, 8 финнов, 3 карела и 1 манси.
Нужно отметить, что большинство представителей финно-угорских народов в отрыве от территорий своего проживания и в силу малочисленности подверглись сильной ассимиляции, они неактивны в общественной жизни региона, предпочитая общероссийскую идентичность. Заметным событием в жизни общины финно-угорских народов Адыгеи стало 1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства. Творческие коллективы и делегации Адыгеи побывали на праздновании важной исторической даты в Саранске, а в ноябре 2012 года в Майкоп в рамках Дней Мордовии приехала представительная делегация правительства Республики Мордовия. Во время встреч с членами правительства Адыгеи были обсуждены вопросы культурного сотрудничества двух регионов. В Госфилармонии республики состоялся большой концерт мастеров искусств Адыгеи и Мордовии, гости из поволжской республики посетили Национальный музей РА, где познакомились с культурным наследием адыгов и других народов Адыгеи.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости