Четверг . 25 Апрель . 2024

 

В ночь с 23 на 24 октября 1942 года в Майкоп был выброшен десант морской пехоты Военно-воздушных сил Черноморского флота (ВВС ЧФ) для уничтожения фашистского аэродрома, базировавшегося на северной окраине Майкопа.
30-минутный бой десантников по уничтожению вражеских самолетов вошел в историю Великой Отечественной войны как героический подвиг моряков. О нем написаны книги, ему посвящено множество публикаций в различных газетах 80-х годов. Сегодня  мы познакомим читателей газеты «Майкопские новости» с подвигом моряков по воспоминаниям непосредственных  участников огненного десанта, без литературной обработки, домыслов и представлений автора. Максимально сохранены  и выдержаны тексты  документальных первоисточников.
Обстановка на фронтах в битве за Кавказ  в октябре 1942 года складывалась тяжелая. Фашистское командование,  стремясь  закрепиться на побережье Черного моря, стало перебрасывать на Кавказ отборные войска. Среди них и 8-й авиационный корпус генерала Рифтгофена, который расположился на Майкопском аэродроме.
Авиационный корпус осуществлял регулярные налеты на базы и корабли Черноморского флота, на позиции наших войск на перевалах Главного Кавказского хребта, бомбил Сочи, ставший городом-госпиталем. В составе корпуса были собраны лучшие асы люфтваффе.
Попытки нашей авиации уничтожить аэродром с воздуха не принесли желаемых результатов. Фашистская авиабаза была надежно защищена зенитными средствами и истребительной авиацией. И тогда Военный совет Черноморского флота решил высадить на аэродром десант, чтобы уничтожить самолеты противника на земле.
По данным разведки стало известно, что на аэродроме в Майкопе базируется более полусотни фашистских истребителей «Ме-109» с опытными летчиками. Командующий военно-воздушными силами Черноморского флота В.В. Ермаченков приказал экипажам 5-го гвардейского, 40-го и 62-го авиаполков совместно с десантниками нанести комбинированный удар по Майкопскому аэродрому.
К операции тщательно готовились и десантники, и летчики. И вот наступил день операции. Днем 23 октября 1942 года экипаж самолета «Пе-3» 27-й отдельной эскадрильи произвел аэрофотосъемку аэродрома «Майкоп» и установил на нем наличие 39 самолетов.
23 октября  в 21-30 на аэродром в Бабушерах (село Дранды близ города Сухуми) приехали провожать на боевую операцию и произнесли слова напутствия В.В. Ермаченков, член Военного совета контр-адмирал Н.М. Кулаков и командир авиабригады  подполковник Н.А. Токарев.
Первым взмыл в ночное небо транспортный самолет «Ли-2»,  пилотируемый капитаном П. Малиновским, с группой прикрытия и уничтожения охраны аэродрома. Вслед за ним взлетел тяжелый четырехмоторный бомбардировщик «ТБ-3» капитана С. Гаврилова с диверсионной группой. На первом находилось 18 парашютистов, на втором — 22, из них два проводника — представителя Майкопского партизанского отряда.
Обеспечение действий десантников возлагалось на бомбардировочную авиацию, которая должна была подавить систему ПВО аэродрома, отвлечь на себя огонь зенитных средств и прожекторов, установить световые ориентиры для точного вывода на аэродром транспортно-десантной авиации и воспрепятствовать подходу резервов противника к аэродрому из города.
Непосредственно перед высадкой морского десанта были подняты в небо девять самолетов «ДБ-3» пятого гвардейского и два «СБ» 40-го авиационного авиаполка для бомбежки Майкопа, а также два истребителя «И-15 бис» 62-го авиаполка под командованием командира звена третьей эскадрильи, капитана Алексея Фурлетова. Всего по плану операции было задействовано 15 самолетов.
Бомбардировщики сделали по 5-6 заходов на бомбометание по наземным целям города Майкопа. Вслед за ними появились штурмовики, которые обрушили свой огонь на прожекторные установки и на зенитные батареи врага. Пять прожекторов врага были уничтожены.
В 22-45 бомбардировщики начали бомбить вокзал, железнодорожные склады, деревообрабатывающий завод и аэродром. За три минуты до начала высадки десанта на железнодорожную станцию Майкоп было сброшено более 300 зажигательных бомб. Было полнолуние, ночь была звездная, безоблачная. Пожары, возникшие в  районе аэродрома, осветили всю округу. Сноп трассирующих пуль, выпущенных по самолетам, служил хорошим ориентиром для высадки десанта.
Удар, нанесенный авиацией по аэродрому и подступам со стороны города, не сумел подавить средства ПВО фашистов. В результате на аэродром высадилась только половина десантников, остальные — западнее его.
О внезапности ночного десанта не могло быть и речи. Фашисты были в полной боевой готовности. Ночной налет бомбардировщиков поднял на ноги всю противовоздушную оборону аэродрома и наземную охрану. Десантные самолеты,  схваченные в клещи прожекторов, были обстреляны из всех видов оружия.
В 23-29 самолет «Ли-2» с группой прикрытия  вышел на восточную окраину вражеского аэродрома и, находясь в лучах мощных прожекторов, под огнем зенитных батарей и пулеметов начал высадку десанта. Ею руководил командир — капитан Михаил Орлов. В 23-30 высадка первой группы была закончена. Десантники выбрасывались с малой высоты и приземлялись кучно. Приземлившись, они сразу вступили в бой с охраной аэродрома. Стали пробиваться к вражеским самолетам, поджигать и взрывать их. Задачу уничтожения вражеского аэродрома пришлось выполнять в основном группе старшины Павла Михайловича Соловьева. Они уничтожили три пулеметные точки, повредили 10 и сожгли 13 самолетов противника.
Самолет «ТБ-3» с диверсионной группой вышел к месту боя севернее центра аэродрома с опозданием на 1,5-2 минуты. Весь огонь зенитных пулеметов и пушек фашисты сосредоточили на втором самолете, тем самым позволив первой десантной группе выполнить задание. Самолет был уже над центром аэродрома, когда в бензобак, расположенный в крыле самолета, попал зенитный снаряд. Парашютисты начали выпрыгивать из горящего самолета. Некоторых десантников при взрыве обдало бензином, и они летели вниз горящими факелами, сбивая пламя. Парашюты Александра  Малышкина и Михаила Мальцева сгорели в воздухе. И они, облитые бензином, горящими летели до самой земли.
В 23-33 самолет пошел на резкое снижение, ударился о землю и взорвался. Удалось спастись лишь командиру корабля Серафиму Петровичу Гаврилову.
Прожекторы направили всю свою световую мощь на  снижающихся парашютистов и ослепили десантников. Трассирующие пули и снаряды прожигали купола парашютов.
 Приземлившись, вторая группа диверсантов приступила к уничтожению вражеских самолетов. После 30-минутного боя с фашистами в небо взвились две зеленые ракеты. Это командир парашютно-десантного отряда Павел Михайлович Соловьев дал сигнал к завершению операции и отходу десантников в лес.
Утром 24 октября на фотосъемки Майкопского аэродрома был направлен советский самолет-разведчик, в экипаж которого входили летчик Скугарь и штурман Василевский. Расшифровка фотоснимков показала, что в ходе этой операции сожжено 13  и повреждено 10 фашистских самолетов. Также установлено, что в ходе боя были уничтожены 40 гитлеровцев, из которых четыре были убиты лично командиром парашютно-десантного отряда старшиной П.М. Соловьевым. Из 40 десантников, вылетевших на боевое задание, трое  вернулись на базу, не десантируясь, остальные вступили в бой с фашистами. Погибшие были внесены в списки пропавших без вести. Двое партизан-проводников из Майкопа Владимир Александрович Терещенко и Гаврил Иванович Суханов и экипаж самолета «ТБ-3» погибли в подбитом самолете.
Меня очень заинтересовала причина отказа 3-х моряков десантироваться на аэродром. И вот что я выяснил в ходе тщательного  изучения  документов огненного десанта.
После десанта на аэродром в Майкопе оставшиеся в живых десантники вернулись на морскую базу. Среди них: А.П. Бровко, Ф.В. Вовк, Е.М. Владимиров, В.Л. Гульник, И.З. Гурома, Н.М. Гирко, Д.И. Голод, И.А. Грунский, А.П. Десятников, И.М. Касьянов, П.И. Кудзин, А.М. Капустин, С.К. Львов, В.М. Муравьев, П.Н. Павленко, А.Д. Прощаев, П.Н. Соловьев, А.П. Сотников, М.А. Типер, Я.Л. Фрумин, Г.Ф. Чмыга  и командир самолета «ТБ-3» С.П. Гаврилов.
Остальные десантники погибли. По данным Центрального военно-морского архива, в списках пропавших без вести числятся 13 человек. Это: А.И. Нащекин, Ф.Ф. Кравченко, М.Н. Мальцев, А.П. Малышкин, А.М. Терещук, С.С. Савин, В.П. Тишпко, Т.А. Пасюк, В.А. Перепелица, П.А. Скибенко, А.М. Щербаков, В.Г. Бережной и Н.З. Нестеров.
На месте высадки десанта сегодня стоит обелиск с именами погибших в боевой операции моряков. Большую работу по восстановлению событий тех лет провели юные следопыты поискового клуба «Эврика» майкопской средней школы №15 под руководством И.В. Иваненко и партизана И.Я. Виляховского. Они установили имена еще семи членов экипажа подбитого самолета и внесли их в список погибших на мемориальном комплексе города Майкопа. Среди них: С.А. Косолапов, В.П. Сухих, А.Т. Гонтарев, А.Г. Гогин, М.Т. Глухих, П.Т. Роменский, А.Т. Кокуров.
Кроме экипажа, в самолете погибли и  два проводника-партизана из Майкопа. 
Всего 30 минут боя, а сколько событий, человеческих судеб и встреч произошло здесь осенью 1942 года!
Долгое время в переписке и в личных беседах участников воздушного десанта обсуждалось поведение их командира М.А. Орлова. В экипаж самолета «ПС-84» входили: капитан П. Малиновский — командир корабля, лейтенант В. Вергун — второй пилот, ст. лейтенант К. Бондаревский — бортмеханик, лейтенант С. Муравьев — штурман-радист, старшина М. Лашкул — борт-стрелок. Экипаж самолета «ПС-84» знал и видел причину невозможности десантирования последней пятерки десанта. Когда самолет «ПС-84» попал под яростный обстрел немецких зениток, летчики стали уходить от захвата прожекторных лучей, бросая машину то вправо, то влево. Десантников разбросало по салону транспортного самолета, как горошины. В этой суматохе под обстрелом оказались самовольно раскрытыми два парашюта, которые закрыли бомболюк и не позволили выпрыгнуть десантникам.
Среди них был и  политрук десанта, командир пятерки Александр Гриневич. Его ранец парашюта за что-то зацепился, и парашют раскрылся. Из-за Гриневича, запутавшегося в стропах парашюта, не смогли выпрыгнуть еще два десантника. Пока укрощали распустившиеся в салоне парашюты, время высадки прошло. На второй круг посылать самолет из-за трех человек было бессмысленно.
В небо была устремлена вся противовоздушная оборона фашистов. Вот что по этому поводу пишет в своем письме А.А. Тарутин — инструктор парашютного спорта, мастер спорта СССР по парашютному спорту с 1936 года, который готовил десантников к высадке на аэродром в городе Майкопе: «…Относительно противозенитного маневра летчика Малиновского. Да, ему в сплошном огне с земли ничего не оставалось, как бросать машину из угла в угол, не думая, что в ней парашютисты. Орлов сам в этой ситуации проявил трусость. Это видел и знал политрук Гриневич, в суматохе у которого распустился парашют. Орлов вместо того, чтобы быстро надеть на Гриневича парашют и выбросить его с группой, привез его домой как предателя и труса, хотя сам в этом виноват.
Гриневича, отца двоих детей, расстреляли перед строем на берегу моря, он рвался и пытался сказать хоть одно слово, но рот по приказанию Орлова плотно был заткнут тряпкой, руки связаны. Последний выстрел в упор, в голову, в агонии залпа, сделал сам Орлов. Вот вам, дорогой друг, и вся правда».
По мнению А.А. Тарутина, командир десанта Орлов в этой ситуации должен был помочь Гриневичу уложить парашют либо отдать свой и помочь выпрыгнуть из самолета, но этого не произошло. Гриневич стал невольным свидетелем растерянности командира. Такой свидетель, конечно же, был нежелателен. Причина отдать Гриневича под трибунал у командира была, и Гриневича приговорили к расстрелу.
Вслед за Гриневичем были расстреляны и краснофлотцы Балабанов и Решетняк, не успевшие выпрыгнуть.
Этот случай обсуждался среди экипажа самолета и десантников. Для реабилитации Гриневича  информации недостаточно,  времени  прошло очень много, да и  свидетелей уже в живых нет, чтобы детально исследовать причину его отказа десантироваться
Подводя итог операции, можем сказать, что участвовали в десанте 40 моряков-десантников  и два  проводника. Вернулись с боевой операции 22 человека. Один десантник — Филенко вернулся в часть с большим опозданием. Его считают предателем, завербованным фашистской разведкой. 13 десантников и два проводника  погибли. Трое десантников вернулись на базу, как не выполнившие воинский долг. Десантник Н.И. Безугленко к награде за десантную операцию не представлен. Со слов М.А. Орлова, после успешного боя с фашистами на аэродроме, когда десантники возвращались в село Хамышки, Безугленко предложил десантнику Голоду сдаться немцам в плен.
После  десанта на Майкоп десантник Владимиров был награжден, но за какой-то проступок отправлен в штрафной батальон.
Несмотря на это слава о героическом подвиге моряков-десантников широко распространилась по Черноморскому флоту. Мужество, отвага и стойкость их высоко ценились, а главное — боевой дух и стремление уничтожить ненавистного врага, пришедшего на нашу землю.
Иван Бормотов.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости