Если в человеке с рождения живет творческое начало, то оно уже не угаснет в нем никогда. И это будет проявляться в самых разных ипостасях.Как, например, в судьбе майкопчанина Валерия Трофимова.
В раннем детстве родители увезли Валерия, родившегося в Москве, на юг. Поближе к солнцу и горному воздуху, как советовали доктора. Так Майкоп стал для него малой и любимой родиной.
Босоногое детство и юность Валерия были во многом такими же, как у его сверстников. Не без шалостей и приключений. Тем не менее, учился он неплохо, и еще в школе стал проявлять свои творческие наклонности. Поначалу «заболел» танцем. Увлекся им всерьез и надолго. Особенно латиноамериканскими пасадоблем, танго, румбой, ча-ча-ча, самбой.
— В этих танцах есть все — страсть, нежность, огонь, — говорит Валерий Трофимов.
Танцевальные пируэты со временем привели его в некогда гремевший на Кубани майкопский ансамбль бального танца «Юность». Валерий не раз становился лауреатом городских, областных, краевых конкурсов, а когда стал признанным мастером танца, не раз участвовал в различных танцевальных соревнованиях как член жюри. Творческая натура, он не мог концентрироваться на одном жанре, а потому еще в далеком 1974 году подростком впервые примерил костюм Деда Мороза. «Дедморозил» он на городских елках и в квартирах майкопчан долго, целых 40 лет.
— Актерство, или, как говорили в старину, лицедейство — это огромная Вселенная, где ты можешь проживать целые жизни в самых разных образах, — говорит Валерий Николаевич. — И даже костюм Деда Мороза заставляет любого человека становится добрее, чище, веселее, а сам актер чувствует себя волшебником. Разве это не чудо — дарить людям радость?
Но и это еще не все. Попутно с творческими поисками судьба Валерия Николаевича сделала еще один изгиб. Он — профессиональный военный, отдавший много лет службе в Майкопском авиагарнизоне.
— Этот опыт тоже оказался для меня полезен. Армия — это дисциплина, ответственность, словом, то, чего многим не хватает, — говорит он.
А еще он самобытный кулинар.
— Поварского образования у меня нет, но вкусно готовить и есть приготовленное — это тоже целое искусство, — отмечает наш собеседник.
Слушать его рассказы о том, как приготовить и подать на стол то или иное блюдо, можно часами. Это не простое изложение рецептов, а целый спектакль.
Ну и, конечно же, не удивительно, что при таком творческом посыле Валерий Николаевич пишет стихи и прозу.
— Муза лирической поэзии и музыки Евтерпа приходит ко многим. Кто из нас не рифмовал слова в юности? Но не все умеют с ней ладить, а потому Евтерпа селится не в каждом доме, — говорит Валерий Николаевич.
В его доме, точнее, в его душе она поселилась основательно, да так, что он, ко всему прочему, закончил филологический факультет Адыгейского пединститута, а его любимым и уважаемым наставником была выдающийся лингвист и Роза Юсуфовна Намитокова.
Конечно, быть самодеятельным поэтом и сложно, и легко.
— Твори, пиши, что придет в голову и сердце, но со временем понимаешь, что, как и любому творческому человеку, тебе нужно какое-то признание, не слава даже, но чтобы твой «скорбный труд» не пропадал во тьме времени, — делится Валерий Николаевич. — Ну и, конечно же, с годами приходит осознание, что литературные экзерсисы — это еще и тяжкий труд. Над собой и словом.
— Как приходят темы и образы?
— Абсолютно случайно. Большую роль играет душевное состояние, настроение. Бывает, что стихи приходят во сне. Просыпаешься — записываешь. А вообще, каждый раз все происходит по-разному. Порой вдохновляют рутинность и обыденность. Когда за домашними делами начинаешь думать о прошлом, настоящем или просто поднимаешь глаза к небу. Сказать, что я пишу стихи, было бы неправильно. Скорее, это они пишут меня.
— Чем отличается хорошая поэзия от плохой?
— Я не критик. Не могу сказать. Просто мне поэзия может либо нравиться, либо нет. Плохого или хорошего я в поэзии не вижу. Все зависит от состояния. Стихотворение может не нравиться сегодня, а завтра, в другом состоянии души, оно понравится.
— Но вы еще и прозаик?
— Да, этот жанр мне тоже интересен. Тяготею к небольшим рассказам и эссе, повестям. Сюжеты в любом случае рождаются из переживаний. Это могут быть переживания моей жизни либо переживания чьей-то истории, либо какой-то придуманный сюжет, не известно, откуда взявшийся в голове и затронувший до глубины души. Неясный свет, полутона, звуки, еле уловимый запах — все это может навеять ритмическое сочетание слов, из которого потом рождаются строки произведений.
Сейчас Валерий Николаевич работает, например, над небольшой повестью о судьбе фронтовика, который после войны попадает в зятья в казачью станицу, где ему приходится доказывать казакам свою самость и право на любовь.
Казачья тематика есть и в его поэзии. Уже несколько лет Валерий Николаевич состоит в городском казачьем обществе. Казаки — частые гости в его доме.
— Насколько сильно на вас влияет окружающая действительность?
— Влияет, несомненно. Либо случаются какие-то события, о которых хочется написать, либо она утомляет своей серостью, несправедливостью и ощущением беспомощности в ней, и тогда порою хочется спрятаться в себя, а порою — изменить ее, создав в этой действительности островок любви, красоты и радости.
— А в чем, помимо литературы, находите отдохновение?
— Как и любой человек на склоне лет, задумываюсь о вечном. Обращаюсь к Всевышнему, радуюсь восходам и закатам, наслаждаюсь чудом цветущего сада, жужжанием в нем пчел, искрами звезд в ночном небе.
Александр ДАНИЛЬЧЕНКО.
Снимок автора.
Подписывайтесь на нас в соцсетях:
68 просмотров
0 комментариев
Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.
Видеоновости
Здесь Вы можете задать вопрос или написать пожелание.
Решаем вместе
Есть вопрос?
Напишите нам
Комментарии