Суббота . 29 Февраль . 2020
Художника-модельера по театральным костюмам Русского государственного драматического театра Ольгу Плетневу в профессию привела любовь. Окончив в 1978 году Майкопское педагогическое училище как преподаватель черчения и рисования, она мечтала заниматься созданием костюмов, поэтому планировала продолжить обучение, наметив московский вуз. Но замужество, дети... И мечты о дальнейшем профильном образовании не осуществились. В конце 80-х годов Ольгу Леонидовну пригласили на работу в Национальный музей РА, где она впоследствии стала заведовать фондом, в котором хранятся изделия из ткани. Знакомясь с находящимися в хранилище предметами одежды, она заинтересовалась адыгским костюмом, особенно золотым шитьем. Это был период, когда технология золотого шитья, да и национальная культура в целом, мало кого привлекали. Люди старались просто выжить. Реставратора одежды в штате музея не было, поэтому Ольге Плетневой в случае повреждения экспонатов приходилось придавать им выставочный вид. А параллельно это помогало ей «заглянуть внутрь» предметов и разгадать многослойные тайны вышивки. Это сподвигло Ольгу Леонидовну на то, чтобы попробовать возродить уникальную технологию золотого шитья. А сделать это было не так-то просто. В магазинах полки были пусты. Крошечные катушки золотых ниток приходилось высматривать на «блошиных» рынках, поэтому каждая находка была и в прямом, и в переносном смысле на вес золота. И, конечно же, для создания полноценного платья этих «золотых слез» никогда не хватило бы. Плетнева вышла из положения, изготавливая одежду для кукол. Однако каждая деталь кукольного костюма была отнюдь не игрушечной. Все, включая золотой орнамент, застежки и прочее, создавалось в соответствии со старинной технологией, только уменьшенным в десятки раз, что, естественно, намного усложняло работу над каждым платьем. Параллельно с работой в музее Ольга Леонидовна стала преподавать в Майкопском училище искусств на отделении декоративно-прикладного искусства, где она и по сей день трудится, опираясь в процессе обучения исключительно на старинные приемы работы, тщательно изученные ею в музее. Ее студенты успешно осваивают не только золотое шитье, но и городскую гладь, шитье вприкреп, канитель, выкладку шнуром, изготовление басонных изделий... Однажды преподаватель актерских дисциплин училища Сарра Халидовна Ачмиз предложила Ольге Плетневой оформить студенческий спектакль. Она с воодушевлением принялась за новое дело. А в итоге пришедший посмотреть постановку директор Русского государственного театра РА Николай Антонович Иванченко предложил ей сотрудничество. В театре на тот момент случился форс-мажор: новый спектакль должен был ставить московский режиссер, прислал эскизы, но они требовали доработки... Так ее мечта обрела вполне реальные черты. Конечно, существуют учебные заведения, которые обучают этой далеко не массовой профессии. Но, как показывает практика, чаще в нее приходят люди уже зрелые, имеющие за плечами серьезный багаж других творческих (и не только) знаний. Костюм для актера — это часть образа, причем настолько важная часть, что иной раз обычная косынка или бантик помогают войти в роль или в корне переосмыслить ее значение в спектакле. Помочь актеру успешно пройти перевоплощение, а зрителю — ярче воспринять происходящее на подмостках — и есть задача театрального художника по костюмам. Но для ее решения подчас нужно переворошить гору специальной литературы (и исторической в том числе), обратиться к творчеству художников того периода. Для Ольги Леонидовны в любой работе важно докопаться до самой сути и понять, почему, к примеру, карман или рюша располагались в это время именно в этом месте. Ведь даже веера при кажущейся схожести в разные временные периоды отличались друг от друга, и костюмер должен, что называется, попасть в эпоху. Вот чего Плетнева старается не делать, так это не смотреть старых спектаклей, с которых можно было бы скопировать детали одежды, и не отходить от классических канонов при разработке современных национальных костюмов. Ну, и, конечно, пытается усмирить собственную фантазию, чтобы вписаться в рамки финансовых возможностей театра. И это, пожалуй, одна из самых больших трудностей в ее работе.

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости