Среда . 30 Сентябрь . 2020
Когда и почему появились греки на территории Адыгеи и Кубани — вопрос не простой. Во всяком случае, высаживались они на Черноморском побережье Кавказа еще во времена Гомера. Греки основали здесь большое количество колоний-полисов, таких, как Горгиппия, Гермонасса, Фанагория и другие. А вот переселение греков в Российскую империю в новое время относится к временам правления Екатерины Великой. В марте 1775 года императрица издала указ, разрешая грекам обосноваться в Азовской области. В 1828 году начался исход греков из Понта (область на востоке Османской империи, преимущественно населенная греками) в Россию. Причиной тому служили преследования по национальной и религиозной принадлежности греков. Длился процесс переселения до конца XIX века. Тогда греки появились и на территории, населенной адыгами, в том числе нынешнем ауле Бжедугхабль. По итогам первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, в Кубанской области проживали 20137 греков обоего пола, что составило 0,5% всего населения региона. Кроме того, в результатах переписи были обозначены 1343 урума (тюрко­язычные греки) и 59 черкесоговорящих греков. Подавляющая часть греческого населения проживала в сельской местности, во всех отделах области. Городских греков оказалось 1905 человек. Большинство пришлось на долю Анапы, остальные проживали в Екатеринодаре, Майкопе, Темрюке. Как уже было сказано выше, в Адыгее греки обитают давно, среди них есть и потомки так называемых черкесских греков. Они появились тут лет 200–250 назад, как и по всему Кавказу, из Турции. Черкесские греки представляли собой в этот период весьма малочисленную группу и насчитывали примерно около 250 человек. Сохраняя остатки православия, они в быту воспринимали обычаи и традиции, язык своих соседей-адыгов. Примечательно, что до сих пор адыги называют греков словом «алыдж», что, несомненно, восходит к греческому самоназванию этноса «эллинес». В 1871 году в Лабинском уезде Кубанской области был основан аул Бжедугхабль (ныне Красногвардейский район Адыгеи), в котором поселились черкесские греки, армяне и адыгейцы. Черкесские греки говорили на адыгском языке, носили адыгскую одежду, переняли культуру и обычаи этого народа, сохраняя при этом греческое самосознание и православную религию. Небольшая часть черкесских греков проживает в ауле Бжедугхабль и по сей день. Современные греки аула не помнят обстоятельств своего появления в регионе и не знают ничего о родственных им группах. Определенный свет на проблему их генетических связей проливает сравнительный анализ черкесогреческой антропономии ст. Переяславской, п. Хаджихабль и а. Бжедугхабль. Во всех трех населенных пунктах встречаются одинаковые фамилии: Серафимовы, Демитровы, Поповы, Кокис, Дефтеровы, Аслановы, Костановы, Хазаровы и другие. Большое количество общих фамилий у греков аула Бжедугхабль и бывшего греческого поселка Хаджихабль (находился в районе теперешнего села Белого), так же, как их географическая близость, могут свидетельствовать в пользу генетического родства. Безусловно, нужно иметь в виду, что эти фамилии в большинстве представляют собой вторичные русифицированные образования. В конце XIX века вокруг Майкопа было большое количество табачных плантаций. Табак — поистине «золотое руно» — находился в руках майкопских греков. Свои сорта табака греки принесли с собой из Турции, умели его выращивать и правильно собирать, сушить. Этому нужно было учиться с детства, так как табак — весьма капризное растение. Кроме того, майкопские греки занимали видное место и в других отраслях экономики города, в торговле, были мелкими предпринимателями, учителями, врачами, адвокатами. В дореволюционном Майкопе греки имели свою эллинскую министерскую школу с преподаванием греческого языка, а в 20-х годах прошлого века на волне так называемой коренизации в Майкопе открылась советская греческая школа. В XX веке вследствие миграционных процессов, связанных с репрессиями в отношении греков, а позже развала Советского Союза, в Адыгее появились греки из Цалкинского района Грузии и Абхазии. Массовый приток греков в пригородный к Майкопу хутор Гавердовский пришелся на времена перестройки, когда в бывших союзных республиках начались сложные процессы, связанные с ростом национализма. В октябре 1991 года в Майкопе была создана Адыгейская республиканская общественная организация греков «Арго». По переписи 1989 года в Адыгее числилось 1560 греков. На сегодняшний день в Адыгее проживают 1389 человек, что связано с их оттоком в Грецию и падением рождаемости. Среди греков — жителей Адыгеи­ много известных людей и фамилий, таких, как владелец строительной фирмы «Лазарос» Л. Афанасьев, бывший директор МГГТК АГУ и советник ректора АГУ В. Василиади, преподаватель АГУ Н. Едыгова, директор школы №18 х. Гавердовского А. Девтеров, известный спортсмен, мастер спорта международного класса по самбо А. Спиров, предприниматель и меценат М. Ясонолидис, и многие другие. Русские греки, или «понтийцы» сыграли огромную роль в становлении нынешних теплых отношений Кипра, Греции и России. Сегодня греки активно занимаются бизнесом, наукой, образованием, медициной, спортом, политикой, культурой на благо нашей Родины — России, во славу Адыгеи. Александр Темиров.

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Ваша любимая зона отдыха в Майкопе?




Видеоновости