Пятница . 26 Апрель . 2024

К этому роду имели честь принадлежать военный губернатор Амурской области и наказный атаман Амурского казачьего войска, командующий Приамурским военным округом генерал  царской армии Константин Николаевич (Коста — Едыдж Исмаилович) Хагундоков, его дочь, героиня французского Сопротивления  Ельмесхан — Ирен Хагундокова, графиня де Люар, заслуженный врач России  Нурбий Хагундоков и многие другие.
Хамед Ахмедович родился в 1939 году в ауле Мамхег Шовгеновского района. В кино он попал случайно. В 50-х годах в аульской школе работал драмкружок, который организовала Александра Ивановна Самойленко, учительница русского языка и литературы, мама бывшего мэра Краснодара Валерия Самойленко. Хамед был активным его участником. В итоге он поехал в Москву на творческий конкурс в рамках подготовки Всемирного фестиваля молодежи и студентов. На конкурсе оценили его таланты и в 16 лет предложили поступить в ГИТИС без экзаменов. Первой ролью молоденького черкеса Хагундокова стал знаменосец в фильме «Нахаленок». В некоторых эпизодах он заменял и пятилетнего Вову Семенова, игравшего главную роль.
— Однажды Вовка должен был скакать на коне, но решили «подменить» его другим актером, — вспоминал Хамед Ахмедович. — Меня одели в какие-то лохмотья, я взобрался на коня и поскакал. Вдруг лошадь, до этого вполне смирная, взбрыкнула и сбросила меня. Я, взрослый человек, с детства в седле, получил травмы, а ребенок вполне мог бы погибнуть!
На пятом курсе актерская карьера Хагундокова чуть не оборвалась из-за конфликта с деканом факультета. Конфликт замяли, но Хамеда отчислили из ГИТИСа. Возвращаться домой с позором он не хотел. Стал устраивать свою жизнь в столице. Начал работать на «Мосфильме» администратором, а уже через год, оценив его способности, руководство киностудии вводит его в штат ассистентом режиссера.
Вскоре его ждал большой успех. Он стал работать под началом известного кинорежиссера Эдмона Кеосаяна, который снял трилогию о «Неуловимых мстителях», ставших популярнейшим советским вестерном конца 60-х годов. 
— С Эдмоном Кеосаяном мне работалось легко. Оба с Кавказа, остры на язык, поэтому многие крылатые фразы из фильмов рождались на лету, — говорил он. 
Фразы «Мертвые с косами стоят!» и «Казачок-то засланный!» придумал как раз Хамед Ахмедович. Кстати, из-за «Неуловимых мстителей», где Хамед Ахмедович сыграл черкеса, с ним перестал разговаривать отец.
— В одной из сцен с меня сбивают папаху, — вспоминал он. — Когда это увидел отец, ушел из зала. Приезжаю домой, а он меня будто не замечает. Я к нему и так, и эдак, пытаюсь объяснить, что это кино, маскарад... Год со мной не разговаривал! Потом отошел и высказал мне: «Это где такое было, чтобы с черкеса папаху сбивали, а он сдачу не дал!».
Ему довелось работать и с великим Сергеем Бондарчуком на съемках эпопеи «Война и мир». По признанию Хамеда Ахмедовича, работать с мэтром было очень сложно.
— Но его жесткость на съемочной площадке имела и оборотную сторону: он, как виртуозный дирижер, руководил съемочной группой, требовал беспрекословного подчинения, и лишь в этом случае кадры складывались органично. Несмотря ни на что, мы готовы были снимать день и ночь, настолько увлекательным был процесс, — вспоминал наш земляк.
В родном Мамхеге гордились знаменитым земляком. На просмотр фильма с участием Хамеда в клуб собирались всем аулом. В 1959 году режиссер Юрий Озеров снял фильм «Фортуна». Одна из первых сцен: расстрел красноармейца, которого играет Хамед. Мать нашего земляка, увидев сцену, где ее сына «убивают», упала в обморок. Ленту пришлось остановить, а мама Хамеда не успокоилась, пока киномеханики не дозвонились Хамеду в Москву. На «Мосфильме» он проработал с 1961 по 1972 год. Участвовал в качестве второго режиссера в создании  фильмов «Три сестры» вместе с режиссером Самсоном Самсоновым, «Адъютант его превосходительства» с Евгением Ташковым, комедии «Сестра музыканта» с Игорем Хомским.
В кино он хоть и сыграл эпизодические роли, но они были связаны с Кавказом. Живя в Москве, он не забывал малую родину, поддерживал связь с земляками и очень любил Адыгею. Из-за этой любви его кинокарьера и закончилась раньше времени. Хамед сделал заявку на десятисерийный художественный фильм про адыгов под рабочим названием. «Гарнизон острова свободы». Лента должна была быть историко-приключенческой и охватывала время от Кавказской войны до Октябрьской революции. Фильм поставили в план, начали подбирать актеров, но в комитете кинематографии  сценарий фильма «зарубили», посчитав, что широкой публике, не знающей об адыгах почти ничего, он не будет интересен. Хамед Ахмедович очень болезненно воспринял такое решение и ушел из «Мосфильма».
После Москвы Хагундоков поднимал Адыгейскую республиканскую филармонию, выбил 200 тысяч рублей для того, чтобы начать работать, выдал зарплату оставшимся малочисленным артистам. Пригласил в Адыгею на гастроли великого «танцующего чеченца» Махмуда Эсамбаева, который дал аж 15 концертов. Деятельность филармонии заметно оживилась, и в маленькую Адыгею потянулись советские и зарубежные коллективы и исполнители.
В 40 лет бывший режиссер поступил на юрфак, пошел работать в прокуратуру. За 12 лет стал полковником! Кстати, в семье у Хамеда Ахмедовича все юристы — жена, два сына. Выйдя на пенсию, Хамед Ахмедович занялся поэзией, писал картины и очерки, мечтал о мемуарах и втайне надеялся вернуться к кинематографу. Но, увы, этим планам не суждено было сбыться, его сердце остановилось на 72-м году жизни.  В памяти тех, кто его знал и любил, он навсегда остался примером состоявшейся и многогранной творческой личности, которой были по плечу как малые дела, так и большие свершения.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости