Вторник . 23 Апрель . 2024
Имя Эдуарда Брониславовича Войновского-Кригера мало известно в современной России, хотя в свое время он был серьезным специалистом и выдающимся организатором железнодорожного дела, а самое главное — последним министром путей сообщения Российской империи. И уж тем более немногие знают, что этот выдающийся в своем роде человек наш земляк, майкопчанин. Из Майкопа в столицу Род Войновских-Кригеров (в другом написании Кригер-Войновских) принадлежал к числу обедневшей польской шляхты, которая была причислена к российскому дворянству после разделов Речи Посполитой в конце XVIII века. А принадлежал род, первоначально Кригеров, по легендам, к ополяченным пруссам, а его представители участвовали еще в Грюнвальдской битве 1410 г. Затем род разделился на две части: Кригер-Воевских и Кригер-Войновских. Собственно, вторая часть фамилий была их переводом на польский с немецкого, так как «кригер» по-немецки и означало «воин». Эдуард Брониславович появился на свет в крепости Майкоп 155 лет назад, 6 марта 1864 г. в семье крепостного врача (по сути — первого гражданского медика в истории Майкопа) Бронислава Онуфриевича Войновского-Кригера (1835–1894) и Фанни Альбертовны, урожденной Гальдшмидт . Как попала эта польско-еврейская семья в захолустную крепость на Кавказе на излете Кавказской войны, станет ясно, если вспомнить, что крепость Майкоп основали русские генералы польского и французского происхождения Викентий Михайлович Козловский и Александр Осипович Дебу. Потому среди офицеров и первых жителей крепости было немало представителей самых разных народностей. Отец Эдуарда Брониславовича Войновского-Кригера, Бронислав Онуфриевич, происходил из обедневшей дворянской семьи Минской губернии, по окончании медицинского факультета Московского университета был направлен служить военным врачом на Кавказ. В Майкопе прошло детство Эдуарда, Генриха, Изабеллы и Анны Войновских-Кригеров. Семейство со временем вошло в круг наиболее уважаемых и интеллигентных в молодом уездном городке, коим Майкоп стал в 1871 г. Семья врача прожила в Майкопе до 1881 г., когда ее главу назначили старшим врачебным инспектором Терской области, и Войновские-Кригеры перебрались во Владикавказ. Там же Эдуард закончил реальное училище. Приближение к престолу После окончания Владикавказского реального училища юноша отправился в северную столицу поступать в институт инженеров путей сообщения. Но случилось так, что он сначала окончил Петербургский технологический институт, получил диплом, а уж потом стал студентом третьего курса Петербургского института инженеров путей сообщения. В мае 1889 года Эдуарда Войновского-Кригера, за несколько месяцев до защиты второго диплома, пригласили на службу в инспекцию Николаевской железной дороги и поручили надзор за восстановлением императорского поезда, потерпевшего незадолго до этого крушение у станции Борки в Новгородской области. В этой аварии чудесным образом не пострадала семья императора Александра III. В следующем году он поехал в заграничную командировку, заказывал там оборудование, знакомился с зарубежными новинками в вагоностроительном деле. Вернувшись в Россию, Эдуард Брониславович получил назначение в Инспекцию императорских поездов, где прослужил почти три года, став в итоге помощником начальника тяги Псково-Рижской и Юго-Западной железных дорог. В поездках на императорским поезде ему довелось ознакомиться с придворным миром, он много раз наблюдал императора. Обаяние личности Александра III оставило глубокий след в душе молодого человека, о чем свидетельствуют страницы его воспоминаний. В начале 1893 года Эдуард Войновский-Кригер стал начальником Петербургского участка тяги Балтийской дороги, только что принятой в казну. Чтобы привести в порядок тяговое хозяйство, доведенное частной компанией до плачевного состояния, приходилось много и напряженно работать. Затем он участвовал в комиссии по передаче Закаспийской железной дороги из военного ведомства в состав министерства и был в длительной командировке в Средней Азии. Трудные времена довелось пережить ему в революционном 1905 г., когда многодневные забастовки рабочих, недовольных своим экономическим положением, сводили на нет принимаемые руководством дороги решения, создавали хаос в движении поездов на Юго-Западной железной дороге. В январе 1906 г. Эдуард Брониславович Войновский-Кригер стал начальником эксплуатационного отдела управления железных дорог министерства путей сообщения. Ему довелось восстанавливать нормальное движение поездов, расстроенное русско-японской войной и революцией. И снова Кавказ Вскоре судьба вновь забрасывает на ставший его малой родиной Кавказ. Причем новая должность была очень ответственной. В 1909 г. Э.Б.Войновский-Кригер назначается управляющим крупнейшей дорогой региона — Владикавказской. Назначенный управляющий энергично взялся за дело, опираясь на поддержку со стороны председателя правления общества Владикавказской железной дороги Печковского. За неполные семь лет пребывания Э.Б. Войновского-Кригера в должности управляющего на магистрали почти в два раза выросли объемы перевозок и валовой доход: прибыль с 16,9 миллиона в 1908 г. увеличилась до 33,1 миллиона рублей в 1913 г. В развитие хозяйства было вложено без малого 100 миллионов рублей: построено около 600 верст новых линий, уложено 360 верст вторых путей, реконструированы почти все узловые станции. Была осуществлена масштабная реконструкция станции Новороссийск, обеспечившая устойчивую подачу вагонов к фронтам торгового порта, хлебного элеватора, нефтебазы. Он много сил вложил в развитие Ростовского транспортного узла, строительства мостов через Дон. Развитие Владикавказской железной дороги было столь успешным, что, понимая необходимость развития сети дорог на Кубани, Эдуард Брониславович очень критически отнесся к строительству Армавиро-Туапсинской железной дороги, которая прошла через его родной Майкоп. Главным аргументом критики этого проекта со стороны Эдуарда Брониславовича стали опасения, что после строительства дороги к Туапсе Владикавказская дорога начнет терять прибыль. В огне войны и революции В 1914 г., когда началась война с Германией, Эдуарду Войновскому-Кригеру удалось должным образом организовать мобилизационные перевозки, наладить устойчивое движение поездов и первоочередную отгрузку воинских транспортов и эшелонов. При управлении дороги был создан комитет по оказанию помощи семьям железнодорожников, призванных в войска, и помощи пострадавшим от военных действий. В ноябре 1915 г. Э.Б. Войновский-Кригер был экстренно назначен заместителем начальника управления железных дорог министерства путей сообщения и особым заместителем председателя распорядительного комитета по перевозкам. В апреле 1916 г. он был назначен уже товарищем (заместителем) министра, с возложением на него обязанностей по руководству усилением и эксплуатацией железных дорог страны. Весь декабрь 1916 г. в России не прекращались снегопады и метели. Э.Б. Войновскому-Кригеру пришлось выехать на дороги, где снежные заносы особенно давали о себе знать. Из-за транспортных проблем в Москве и Санкт-Петербурге начал назревать «хлебный кризис». В канун 1917 г. Эдуарда Брониславовича назначают уже министром путей сообщения. Впервые министром стал специалист, прошедший хорошую школу на всех этапах управления этого ведомства. К тому же, во взвинченной обстановке столицы империи трудно было встретить другого, более спокойного и уравновешенного, дипломатически-корректного члена правительства. Уже первые действия Эдуарда Брониславовича показали его порядочность. В отличие от многих он не стал чернить своих предшественников, а занялся насущными проблемами на магистралях империи. А они росли как ком. К снежным заносам, задержкам эшелонов добавился откровенный саботаж на многих дорогах страны. Революционные настроения прочно проникли в среду железнодорожников, которые становились уже не профессиональной, а политической силой. Среди наиболее существенных мероприятий в путейском ведомстве, проведенных им, следует признать решение о дальнейшем углублении связи министерства путей сообщения и Ставки Верховного главнокомандующего. Эдуард Брониславович Войновский-Кригер пробыл на посту министра путей сообщения ровно два месяца. Но за этот короткий срок ему удалось предотвратить многое, в том числе перерастание «хлебного кризиса» в Москве и Санкт-Петербурге в полноценный голод. Однако, спасти империю от назревшей революции в одиночку талантливый чиновник не смог. Вскоре грянул Февраль 1917 г. 27 февраля (11 марта) он участвовал в последнем заседании Совета Министров в Мариинском дворце. На следующий день монархия в России пала, начались преследования бывших царских чиновников, и Эдуарду Брониславовичу с большим трудом удалось сбежать из Мариинского дворца от революционных матросов и солдат. Однако в тот же день он был арестован в своем кабинете членом Государственной думы А. А. Бубликовым. Позже он много и по делу, как и многие эмигранты, критиковал царское правительство за неспособность пойти на реформы в стране для предотвращения катастрофы 1917 г. — Первоисточником и основной причиной указанного ряда крупнейших ошибок в допущении войны, ее направлении и ведении, и в управлении страной является, конечно, несчастный Государь Император Николай II. Ни по своей натуре, ни по характеру, ни по наклонностям, ни даже по внешней манере он совершенно не подходил к той диктаторской роли, которую должен был играть Русский Монарх во время войны. Слабовольный и нерешительный, вместе с тем недоверчивый и подозрительный, не знавший, по существу, России и своего народа, он тем не менее считал своим долгом всячески оберегать неограниченность своей власти, — писал Э.Б.Войновский-Кригер в своих мемуарах позднее. После революционных потрясений Эдуард Брониславович вместе с женой —дочерью грозненского купца, Александрой Николаевной Ярмонкиной, уехал за границу, где вел научную работу. У них было два сына. Младший, Дмитрий (1898–1919), погиб в Гражданскую, а старший, Сергей (1895–1968), сделал научную карьеру инженера в Канаде. Сам Эдуард Брониславович жил в Белграде, где возглавлял Югославянский союз инженеров и промышленное общество «Техника». Затем переехал в Германию. С 1927 жил во Франции, был товарищем председателя, с 1931 — председателем Федерации русских инженеров за границей, председателем совета Российского центрального объединения. Умер в 1933 г. в Берлине, где и был похоронен на кладбище Тегель. Оставил свои мемуары «Записки инженера. Воспоминания, впечатления, мысли о революции», изданные в России 20 лет назад. Добавим, что в истории России оставил замечательный след и родной племянник Э.Б.Войновского-Кригера, Константин Генрихович (1894–1979), известный исследователь Севера, доктор геолого-минералогических наук, организатор геологической службы Воркуты, заложивший основы геологии Полярного Урала.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости