Пятница . 26 Апрель . 2024
К 80-летию художника Виталия Баркина Юбилей замечательного русского художника Виталия Фомича Баркина дает повод вспомнить о сходстве и различии живописи и литературы. Исторически первая предшествовала письменности, на поле которой и родилась литература как форма творческой жизни в печатных словообразах. А первые письменные системы были обязаны своим появлением живописи. От ее реалистических образов пролегла тропа к созданию условных знаков для передачи мыслей и чувств, выражавшихся прежде в красках и устной речи. Означает ли отмеченное первородство живописи, что и в наше время ее мастера опережают писателей в художественном открытии мира? Нет, конечно. Прогресс уравнял шансы обеих сторон. И все же случается и теперь, что взгляд живописца на, казалось бы, знакомые многим события, характеры и лица открывает неожиданные грани художественной правды раньше писательского слова. При том, разумеется, что способы и средства выражения мира и самовыражения у них разные. Семь лет назад вышла в свет книга Льва Данилкина «Юрий Гагарин». Имя ее автора теперь широко известно. Читательского признания и писательской популярности прибавил ему биографический роман с космическим названием «Пантократор солнечных пылинок» — о В.И. Ленине в серии «ЖЗЛ», той же, что и книга о Гагарине. А тогда, в 2011-м, он, выпускник филфака МГУ, входил в литературу новым именем со своим неординарным стилем и профессиональным взглядом на мир сквозь линзы филологии. Кто только не писал до него о Ю.А. Гагарине. Но лишь у Данилкина образ и миссия первого космонавта озарены особым светом философского космизма, преодолевающего вселенские время и расстояния. Прежде не читал о Гагарине ничего подобного, зато видел это раньше, до выхода в свет книги Л. Данилкина. В памяти всплыла картина «Здравствуй, Земля» («Юрий Гагарин») Виталия Баркина. Узнаваемые фигура и лицо космонавта №1. Руки, широко распахнутые в порыве обнять родную Землю-мать, символизирующие одновременно распятие на кресте космического испытания. Огненно-красное и ослепительно белое облако парашютного спасительного шелка. Все вместе и в отдельности рождает цепь космических и евангельских ассоциаций. Гром ракеты, преодолевающей земную тягу. Опаляющее пламя возвращения на Землю — сквозь яростное, до испепеления, сопротивление атмосферы. Картина «Здравствуй, Земля» была создана после гибели первого космонавта. Тогда же полотно было приобретено Министерством культуры РСФСР, после участия его автора в зональной художественной выставке Юга России в Ставрополе, в 1969 году. Парадоксальна, на первый взгляд, способность художника соединять в своем творчестве всечеловеческий и природный универсализм с реалистической манерой письма. На эту особенность авторского стиля с выразительной точностью обращено внимание в официальном представлении его картин в американской галерее Четвинд Степлтон. «Работы Виталия Баркина универсальны, потому что он, ко всему прочему, реалист». Последнее представляется ключевым. Нет ничего универсальнее и, значит, полнее и целостнее, чем реализм мастера в художественном сотворении собственной картины мира. Живописец преобразует в красках природную стихию пространства и света в художественный лад, придавая им соразмерность и гармонию, которые, как и хаос, присутствуют в природе и могут быть проявлены в творческом порыве мастера. То же самое совершает писатель в слове. Откуда же это космическое начало в работах Виталия Баркина? Могу предположить, из послевоенного детства в Ярославле — городе, наполненном духом русской истории и веры. Из Уральского училища прикладного искусства — отделения скульптуры и живописи. Что может быть реалистичнее прикосновения к инертному материалу, чтобы вдохнуть в него животворный дух мастерства? С факультета живописи Московского художественного института имени Сурикова (мастерская известного советского живописца Бориса Иогансона) с его жизнеутверждающей традицией реализма в изобразительном искусстве. От безбрежности отечественных пространств, через которые вела судьба художника. Творческий интерес и манера письма Виталия Баркина органично совпали с природной уникальностью Адыгеи — относительно небольшой кавказской республики, где на сравнительно малом пространстве уместились степные кубанские, скалисто-снежные альпийские, березово-рябиновые и луговые среднерусские пейзажи. Они-то и очаровали душу художника. Неслучайно его пейзажные полотна так живо передают своеобразие местного колорита. Их краски то сдержанные, с затаенной грустью, даже суровые иногда, то солнечно-яркие, веселые, динамичные. Среди них особенно впечатляют картины «Тыбга», «Плато Лагонаки», «Туман в горах», «Горный пейзаж», «Снежными тропами», «Весна», «Летнее утро», «Жаркий август», «Рыжий октябрь», «Река Белая», «Перекаты». При этом в творчестве Баркина напрочь отсутствует то, что называется провинциальностью. Ему интересны все уголки необъятной России, земли и люди за ее пределами. Личное проявление вселенской открытости и отзывчивости русской   души окружающему миру. Творческий переход реализма в универсализм. В ряду зарубежных пейзажей Баркина впечатляет своеобразием «Озеро Балатон. Венгрия». Постигающий взгляд русского художника на природное чудо другой страны. Современный российский философ С.Г. Кара-Мурза, говоря об иконической природе визуального образа-картины, отмечал, что она имеет не вполне объясненное свойство «вступать в диалог» с человеком, является не только результатом, но и инструментом творчества: «Картина талантливого художника, которую зритель «додумывает», дополняет своим знанием и чувством, превращает его в соавтора художника». На мой взгляд, критерий, вполне применимый к восприятию работ В. Баркина. И позволяет понять, а вернее — постичь духовно, почувствовать природу их универсализма, при том, что его картины самобытны и реалистичны. «Для него, художника, важен эмоциональный и визуальный диалог со зрителями». Это перевод из того же представления в галерее Четвинд Степлтон. И там же: «Этот строгий реализм не является консерватизмом, это стиль, исторически связанный с тенденциями высокой русской культуры». Специфика художественного реализма в России как раз в том, что он соединяет самобытность творческого самовыражения с универсализмом как ладом соборного бытия. Искусствоведами подмечена характерная особенность творческой манеры В. Баркина: «Развитие захватившей художника темы в сериях живописных и графических работ». Таков цикл «Байкал», составленный более чем из ста полотен. И другие: «Из моего окна», «Отражение», «Облака», «Моя Россия». К 200-летию великого русского поэта А.С. Пушкина он создал, как отмечалось в биографической статье справочника «Памятные даты по Республике Адыгея на 2003 год», свою живописную, графическую и скульптурную Пушкиниану. Такого рода труд предполагает не просто высокий уровень художественного мастерства, но и обостренное чувство гражданской ответственности. Чистый образ поэта-гражданина слишком значим для национального чувства, чтобы исказить знакомые черты печатью несовершенства или небрежения. «Мой Пушкин» — по праву может сказать автор серии работ, каждая из которых уникальна. Портретный жанр занимает особое место в его творчестве. За годы работы в Адыгее В. Баркин создал целую галерею художественных образов знаменитых земляков. В ее живом ряду портреты человека драматической судьбы, русского летчика — питомца легендарной нестеровской школы Ивана Петрожицкого, Героя Советского Союза поэта Хусена Андрухаева, Героев Социалистического Труда Аслана Меретукова и Нюси Жароковой, видных деятелей литературы и искусства Ахмеда Хаткова, Тембота Керашева, Исхака Машбаша, Киримизе Жанэ, Гошнау Самоговой; выдающихся спортсменов: чемпионов Олимпийский игр Мухарбия Киржинова, Владимира Невзорова, Сергея Алифиренко, 11-кратного чемпиона мира Мурата Хасанова, 2-кратного чемпиона мира Арамбия Хапая. В каждом портретном образе свой, только ему присущий характер, своя мысль, из которой рождается свой маневр. Спокойная, чемпионская уверенность самбиста Хазрета Тлецери. Кажущаяся задумчивость, легкий прищур глаз, в которых таится мгновенная, предопределяющая исход спортивной схватки, оценка противника и своих возможностей, — в портрете Невзорова. Даже одинаковость борцовской одежды — кимоно не унифицирует образы спортсменов. Каждый из героев художника неповторим в портретной серии, как и в собственной жизни. В портретном жанре Виталий Баркин осуществил еще один оригинальный проект — «Невольницы судьбы». На этот раз в серии из 40 портретов представлены женщины, отбывавшие наказание в одной из исправительных колоний Майкопа. Портреты разных людей со схожими судьбами составляют единый ритмический ряд, ведущий к социально-философскому откровению. Над созданием галереи этих портретов Виталий Баркин работал в течение полугода по приглашению Общественного совета УФСИН по Республике Адыгея: «Выставка имела большой успех, привлекла внимание широкой общественности, правозащитников, представителей муниципальных, региональных и федеральных СМИ. Творческая группа Краснодарского телевидения сняла в 2014 году фильм об этом проекте». Тогда же в залах Национального музея республики состоялась выставка упомянутых работ с тем же пронзительным названием, что и реализованный в них проект. Признание творческих достижений художника — в неподдельном интересе массового зрителя и профессиональных ценителей изобразительного искусства. Произведения Виталия Баркина — заслуженного художника Республики Адыгея, члена Союза художников России, дважды лауреата межрегионального конкурса профессиональных художников «Биеннале-2011» в номинациях «живопись» и «портрет», дважды победителя в конкурсах фонда Михаила Шемякина «Дети в искусстве» (2014 год) и «Каллиграфия и текст как образ в искусстве» (2015 год), выставлялись в Москве, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Волгограде, Нальчике, в картинных галереях Болгарии, Венгрии, США. Его работы, посвященные спорту, размещены на портале виртуального филиала Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Они же экспонировались на Всероссийской художественной выставке в Сочи, приуроченной к Олимпиаде-2014. Тематика и жанры, к которым тяготеет в своем творчестве В. Баркин, показывают, что ему симпатичны люди с неординарными характерами и своеобразными судьбами. При этом их социальный статус не является решающим для художественного выбора. То же можно сказать о взаимоотношениях художника с природой, близкой и понятной его чувству. Отсюда способность передать в красках ее жизнь: дыхание, голос и цвет. Как правило, на переходе из одного состояния в другое: картины «Буковый лес», «Оттепель», «Перед дождем», «Вишня в цвету», «Старый тополь», «Листопад», «Зимнее кипение». В попытке обобщить все созданное Виталием Баркиным за полвека жизни и работы после Суриковского института приходит ощущение, что им написана художественно-образная история общества и природы, начиная с 60-х годов прошлого века до первых 18 лет нынешнего. Разумеется, эта история авторская. Время и пространство, люди и события, общество и природа в ней такие, какими увидел их и написал в своих работах Виталий Баркин. Именно в этом, в творческом своеобразии его произведений, главная ценность всего, что сотворил мастер — неутомимый труженик и реалист, доносящий свою художественную правду о нас и нашем времени до горних высей космического универсализма. По-русски его называют лад — синоним гармонии и красоты, благой воли и человечности, добра и мира. В этом и состоит творческое служение художника Виталия Баркина искусству, народу и вечности. Евгений Салов, член Союза писателей России, кандидат философских наук.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости