Пятница . 29 Март . 2024

Событие, которого так ждали, состоялось. Творческий проект общественной организации «Союз инвалидов-колясочников» «Театральная студия «Per aspera…» раздвинул рамки рампы на сцене концерт­ного зала «Нальмэс» и стал нашим общим успехом. Он окрылил тех, кто вопреки боли и страданиям явил нам силу духа и таланта, а всех нас заставил иными глазами посмотреть на свою, порой расходуемую по пустякам жизнь. Занавес еще закрыт. Но уже сильно звучит голос.

Где солнце — там и темь…

Печаль сменяет радость…

…Вчера ты был герой богатый и счастливый,

А ныне жалкий трус. Презренный и гоним…

Так в чем ее закон? Фортуна лишь мгновенье…

…Жизнь — тесная тюрьма, как склеп душна, убога.

Она костер в ночи иль искры малой вздох?

Стихи Арины Ефимовой, как предтеча, с первых секунд начинают волновать ожиданием главного действа, объяснением истины, ответа на мучительные вопросы: «Что жизнь есть на Земле? В чем смысл ушедших дней? Стезей добра иди, даря любовь прохожим. Тепло души, раздав, счастливым станешь ты».

Где солнце — там и темь...

Занавес поднят.

...В комнате, окна которой занавешены тяжелыми и темными портьерами царит полумрак. Интерьер освещается лишь старомодным выцветшим торшером да тусклой лампочкой бра, стилизованного под канделябр.

Но самым непонятным или скорее нелепым кажется присутствие в этой комнате людей в инвалидных колясках. А, впрочем, так ли непонятно, если на мгновение отвлечься от сценарных и режиссерских задумок. Не так ли протекает реальная жизнь многих людей, которых мы называем людьми с ограниченными возможностями. Не многие ли из них решаются раскрыть тяжелые шторы окон и уж тем более выйти, простите, выбраться на улицу. Кто как может.

Здесь их шестеро — двое мужчин и четыре женщины. Все пребывают в молчании. Они дают и нам ощутить каждому в силу своих представлений суть этой темной комнаты, как фрагмент жизни в рамках рампы.

Они разные, герои пьесы в трех действиях. Они еще не те, для кого через полтора часа, по задумке сценариста, через год, прозвучат аплодисменты. Они и сами еще только в начале боли. А на боль реагируют по-разному.

— Мир не так жесток, как кажется, — промолвила Элен, девушка лет 30.

— Мир более жесток, чем кажется! — не соглашается с ней Ольга, красивая, и по всему видно, состоятельная женщина.

— Это точно! — поддержала ее Тина, в прошлом певица варьете. — Особенно в отношении к таким, как мы. На улицу ведь невозможно показаться.

— Народ делает вид, что ты прозрачный, — добавляет Пит, мужчина средних лет привлекательной внешности. Стильный пиджак, импозантный вид говорят о совсем не строгих нравах этого мужчины в прошлом.

Герои безжалостно обнажают это прошлое, не особо щадя себя и друг друга.

— Я для них, как женщина, уже не представляю никакого интереса, — сетует красавица Тина. — А, действительно, кто я? Да так, инвалид.

— Люди не отдают себе отчет в том, что таким поведением причиняют боль! — вздохнув, произносит Ольга. — Господи, как же порой хочется закричать во всеуслышание: «Не надо меня поддерживать, я не так слаба, как вам кажется!».

Зритель вовлекается в парирование репликами все сильнее и сильнее.

Он понимает, что делается в душе каждого героя, жизнь которого в разное время и по разным обстоятельствам разломилась, как пирожное, которое надкусила ироничная Ольга, знавшая толк в кулинарии.

Разве такой виделась ее собственная жизнь, когда она мастерски владела кулинарным искусством?

— Настоящий бисквит мягкий, но не рыхлый, упругий, но с однородной пористой структурой. Он должен таять во рту. А крем должен быть наподобие воздушных облаков!

— А у правильно приготовленного кофе совсем иной вкус, — подала голос Элен. — Café, noir comme la nuit, doux comme un péché, á chaud, comme un baiser, robuste, comme l'amiti?

Она произнесла эти слова с таким изяществом, что перевод с французского «Кофе черный, как ночь, сладкий, как грех, горячий, как поцелуй, крепкий, как дружба», сделанный психологом Натали, потонул в буре аплодисментов зрителей, даже не заметив, с каким трудом даются актрисе, игравшей Элен, эти слова.

Зритель по-прежнему с напряжением следит за репликами, все больше и больше понимая, что диалог, полный самоиронии, накален болью до предела. Ведь сейчас, в эту секунду подобно цветку чертополоха, наполненного ядом, раскрывается ушедшее безвозвратно беспечное и счастливое, успешное и благополучное их прошлое.

«Слеза иссохнет вмиг улыбкой на устах. И дивных роз бутон, свою имея сладость, под листьями сокрыл коварный тайный яд».

Раскаленные эмоции не трогают будто только одного человека в инвалидной коляске, где-то в уголке авансцены. Человек, которого звали Ник, не участвовавший в дискуссиях, лишь внимательно наблюдает за всем происходящим. Он попытался что-то произнести, но это у него получилось плохо.

В этот момент раздался бой старинных напольных часов и в комнату вошел человек — мастер фото: «Ник сказал, что всякое рассуждение об эмоциях уничтожает их», — произнес он.

Мастер выдвинул защитную пластину кассеты и щелкнул спусковым тросиком затвор старого фотоаппарата….

И наши души взывают к нам

…На сцене все те же шесть человек в инвалидных колясках. И снова — молчание тишины. Такой тишины, что слышно, как говорят души.

Свет рампы поочередно озаряет лица героев. Душа Ника склоняется пред ним на колени.

— Бедный, бедный мальчик. Увы, никто даже не подозревает о твоей гениальности. А я снова и снова сокрушаюсь, видя, как ты мучаешься от невысказанности мыслей и чувств. Сколько раз я побуждала тебя говорить, излагая все на бумаге. Но ты считаешь, что это никому не нужно и неинтересно. Червь сомнения прочно засел в тебе и гложет. Твое сердце томится от несбывшихся надежд, но ты, как древо жизни, расцветешь и наполнишься силой!

Скорбит и плачет душа Ольги.

— Нежная и добрая прежде, какой ты стала теперь? Твое сердце полно горечи. Но милосердие, перенесенное на других, совершенно неизвестных людей, не связанных с тобой ни узами дружбы, ни родства, перед которыми нет никаких обязательств и от которых нет надежды получить что-либо взамен, сделают тебя по-настоящему счастливой. Очисти сердце свое от гнева и раздражения.

Как будто с небес взывает душа Тины.

— Ты ищешь любовь, основанную на физической привлекательности, и даже не подозреваешь, насколько на самом деле она многогранна!

Сердце, наполненное любовью, не завидует и не превозносится, не гордится и не бесчинствует, не раздражается и не ищет своего, но все покрывает и все переносит. Научись давать другому человеку то, в чем он больше всего нуждается, тогда, когда он меньше всего это заслуживает, и тогда ты познаешь великую силу неиссякающей любви!

— То, что ты считаешь безысходностью, — всего лишь мучительная досада на несбывшиеся надежды, — спокойно откликается душа Натали. — Ты постоянно задаешься вопросом: «Почему это случилось со мной?» Ты оставила любимое дело, отрешилась от друзей, закрылась в ракушке своих страданий.

Но ведь пока человек жив, ничего не пропало!

Разум, для имеющих его, — источник жизни. Отчаяние же — удел слабых.

— Это высказывание совсем не относится к тебе, — продолжила рассуждение душа Элен. — Ты волевая, упорная, принципиальная и целеустремленная. Однако твердо убеждена, что не можешь быть востребованной обществом и что немощь твоя не позволит самореализоваться. Дорогая моя! Окружающие воспринимают тебя так, как ты сама к себе относишься! Справедливость — основа твоего мировоззрения, и истины, которыми ты владеешь, должны спасать страждущих от неправды. Стань их заступницей!

— Ты не глуп! — с горечью заговорила душа Пита. — Однако ты прожил лучшие годы, творя беззакония. Сколько раз я взывала к тебе через совесть, но ты все время заглушал голос мой хмельными напитками. Вино — глумливо, а худые сообщества развращают добрые нравы. Кем ты стал в итоге? Счастье твое в том, что болезнь удалила тебя от людей дурных, от тех, кто не заснет, пока не сделает зла, пока не принесет вреда другому.

Услышь теперь меня! Прими наставления мои! Самое важное для тебя — быть осторожным в мыслях и делах, от них зависит будущность. Ищи мудрость, снисходящую свыше. 

Преображение

Свет в комнате медленно меркнет, растворяя тени и образы.

— Бог видит человека не так, как видят его люди, — прозвучал в темноте голос Мастера. — Они смотрят на внешность, а Господь взирает на сердце…

Снова часы отсчитывают время. Дни-песок струятся в часах вечности.

Прошел год. Минуты сплетались в события дней, а в старой фотомастерской — все то же. Но только с окон сдернута завеса тяжелых портьер, и в комнату яркими лучами струится солнечный свет. И сегодня здесь опять собрались те же люди. Но это совсем другие люди.

И это уже настоящая жизнь. Это те, о ком авторы сценария Арина Ефимова и Эдуард Кислов, режиссер-постановщик Любовь Русецкая, хореографы Людмила Кирячок и Изабэлла Схапцежук, звукорежиссер Олег Русецкий и художник по костюмам Любовь Соколова показали всего лишь фрагмент жизни в рамке рампы. И это был спектакль—исповедь, рассказ — боль и успех-награда. Это история жизни самих актеров, почти не изменивших свои настоящие имена для своих героев. Фрагменты их судеб совпадают с тысячами других людей, с похожей судьбой и выпавшими на их долю испытаниями.

Великое счастье видеть наших героев, освещенных светом сбывающихся надежд. А сколько их, все еще живущих за полумраком задернутых гардин.

Это и к нам взывают их души, зовущие «высаживать на пепелище ромашки», такой режиссерски талантливый ход придумала творческая команда. И еще песню «Мы желаем счастья вам…», которая раздвинула и убрала рамки рампы и соединила зрителей и актеров.

Все шестеро ныне счастливы. Как, впрочем, мог бы быть счастлив каждый из нас, здоровых и благополучных, если бы ценил все то, что даровал нам Господь.

У каждого из актеров свой путь «Per aspera…» Каждый идет через тернии к своим звездам, но для этого надо вырастить ромашки на выжженном поле судьбы.

И душа, будто птица, захочет в полет.

Для нее впредь не будет преграды.

Ей доступными станут высоты небес

И глубины земных океанов.

Аплодисменты!

«Per aspera…» благодарит парикмахеров и визажистов Елену Кулинич, Марину Колобову, Ольгу Петрушину, Наталью Малахову, Наталью Александрову, директора концертного зала «Нальмэс» Азмета Басте, танцевальную студию «Пластилин», студентов и волонтеров МГТУ, Камерный музыкальный театр РА, детский сад общеразвивающего вида №32, ГОУ «Адыгейская республиканская гимназия», ООО «Газпром Межрегионгаз Майкоп», благотворительный фонд «Рука помощи», учебный комбинат ЗАО «Адыгеясервис», и всех, разделивших успех премьеры.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости