Вторник . 23 Апрель . 2024
Ежегодно 25 мая в России отмечается День филолога. Символично, что его празднуют сразу после Дня славянской письменности и культуры, посвященного памяти составителей славянской азбуки — святых братьев Кирилла и Мефодия. Русский язык, безгранично богатый и столь же сложный, по-настоящему уникален. Однако в последние годы все чаще можно наблюдать отсутствие элементарной грамотности как у детей, так и у взрослых. Так что же сегодня происходит с «великим и могучим»? Об этом и многом другом мы поговорили с руководителем городского методического объединения учителей-филологов, учителем русского языка и литературы гимназии №22 Е.Н. Ли. — Елена Николаевна, для начала расскажите, почему вы стали филологом? Что повлияло на ваш выбор профессии? — Большую, если не главную, роль в этом выборе сыграли мои учителя. С гимназией, в которой я работаю вот уже 21 год, связана большая часть моей жизни — с первого класса я училась именно здесь. Моей «путеводной звездой» стала первая учительница Тамара Алексеевна Фофанова. Вдохновившись ее примером, любовью к профессии, после девятого класса я поступила в Адыгейский педагогический колледж имени Хусена Андрухаева. Затем училась на филфаке АГУ. Его я выбрала тоже не случайно. Если Тамара Алексеевна смогла привить интерес к педагогике в целом, то другая моя учительница — Лидия Яковлевна Сербина — помогла мне полюбить русский язык и литературу. Часто при знакомстве с новыми людьми, когда говорю, что работаю учителем, слышу: «Как вам трудно приходится! Как вы справляетесь с детьми? Это ведь так сложно!». Однако, как это ни банально звучит, нужно любить свою работу. Я ее просто обожаю! И дети это чувствуют. Мне с ними легко и интересно. — В прошлом году вы стали победителем городского конкурса «Учитель года» и призером республиканского. Как часто вы участвуете в подобных мероприятиях? Оказался ли вам полезен такой опыт? — Я старюсь всегда открывать что-то новое, делиться наработками с коллегами. Участие в конкурсах профмастерства дает много возможностей в этом плане. Трижды я была участником муниципального и республиканского этапов «Учителя года». Это подарило мне массу положительных эмоций и, конечно же, уникальный опыт, который теперь я применяю в своей работе. — В последнее время все больше говорится о том, что современные дети в сравнении с предыдущими поколениями менее грамотны. Вам как учителю с большим стажем заметна эта разница? — Я не могу сказать, что десять лет назад дети были более грамотными или больше читали. Мне даже кажется, что сейчас дети стали относиться к языку более аккуратно, бережно. Сегодня модно быть грамотным — это мое наблюдение. Я считаю, что любовь к предмету приходит через любовь к учителю, это, по-моему, абсолютная истина. Русский язык и литература — одни из главных предметов, они формируют личность, отвечают за духовное воспитание, и мы, взрослые, всегда должны помнить об этом. На сегодняшний день я работаю в трех старших классах, и все дети у меня замечательные. Если есть какие-то проблемы — так это вопрос к учителю — что он делает для того, чтобы школьнику было интересно на уроках? Существует, конечно, проблема в молодых кадрах — не каждый выпускник педагогического факультета хочет работать в школе. Учитель — это человек, который должен искренне любить детей, любить профессию, иначе здесь работать не получится. — Чем, по-вашему, отличаются современные школьники? — Они свободны, не стесняются проявлять свои чувства. Возможно, они считают, что у них больше прав, чем обязанностей, но сейчас такое время. Я думаю, что в этом нет ничего плохого. С детьми нужно быть «на одной волне», понимать их, и не важно, сколько тебе лет. Возраст здесь ни при чем. — А если в целом, вы — строгий учитель? — У меня вообще с детьми особенные отношения, партнерские, если быть точнее. Все строится на доверии, уважении. Дети ведь чувствуют — учитель работает с ними «для галочки», или ему тоже интересно. В своей работе я следую правилу: не над детьми, не вместо них, а только рядом с ними. — Как ваши ученики относятся к чтению? На каких авторов вы обращаете внимание? — К сожалению, современная литература не входит в обязательную школьную программу. Мы очень много читаем на внеклассных уроках, факультативах. Все мои классы — гуманитарные, поэтому проблем с чтением у нас нет. Классику, конечно, изучаем, на ней держится вся литература. Но помимо этого я рекомендую детям читать небольшие рассказы, не входящие в основную программу, обращаю их внимание на современных писателей. Я специально подбираю такие тексты, чтобы у моих учеников развивались нравственные черты, положительные душевные качества. Например, читаем Виктора Астафьева, Бориса Екимова, О. Генри, из современных — Дину Рубину, Татьяну Кудрявцеву, Тамару Крюкову и многих других. — А у вас самой хватает времени на чтение? Что вы любите больше всего? — Львиная доля моего времени уходит на подготовку к урокам. Все-таки работа учителя по большому счету ежесуточная. Кстати, техника и интернет заметно помогают мне в этом. Я стараюсь идти в ногу со временем, не отставать от своих учеников и использую всемирную паутину для подготовки к занятиям. Изучаю опыт коллег тоже с помощью интернета, делюсь своим. Как раз во время подготовки вновь и вновь приходится возвращаться к ранее прочитанному, вспоминать детали. Мои ученики любят задавать каверзные вопросы, касающиеся прочитанных произведений. Мы вместе ищем на них ответы, обсуждаем интересные моменты. Например, в 9-м классе  ребята с интересом изучали «Евгения Онегина». Сама я люблю Пушкина, поэзию Ахматовой, Цветаевой. — Сегодня уже идет подготовка к итоговой аттестации. По поводу ЕГЭ можно услышать немало мнений, зачастую совершенно противоположных. Как вы к нему относитесь? — Я за ЕГЭ. Считаю, что это реальный показатель знаний школьника. Конечно, существует определенная субъективность в оценке, например, сочинения. Но все-таки это очень хорошая, адекватная оценка знаний учащихся на выходе из школы. Подготовке к выпускным экзаменам я уделяю большое внимание, и мои дети сдают их хорошо. Я заинтересована в том, чтобы они вышли из школы с высокими баллами, и считаю, любой учитель может качественно подготовить детей без помощи репетиторов, было бы желание. — Что сложнее всего дается выпускникам, например, в ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку? — Как показывает практика, больше всего проблем у ребят с пунктуацией. Наугад знаки препинания не поставишь — здесь нужно знать теорию. — Нельзя не заметить, что русский язык меняется и даже в какой-то мере упрощается, в повседневной речи появляется много заимствований. Кто-то не видит в этом ничего страшного, а кто-то считает, что русский язык в настоящей опасности… — Я тоже не вижу в этом ничего страшного. Свой сленг есть у каждого поколения. Всему свое время, язык сам себя «очистит» от ненужных заимствований. Что касается школьников, они просто следуют своеобразной моде, своим правилам общения. С возрастом это проходит. — Как вы думаете, в чем общая причина безграмотности людей, которая сегодня принимает пугающие масштабы? — Да, сегодня с грамотностью у нас большие проблемы. И это касается, в первую очередь, взрослых. Дети тут ни при чем. Самое опасное — когда неграмотность переходит на экраны телевизоров, ее можно встретить в рекламе... Это недопустимо. Нужно больше читать, я всегда это говорю своим ученикам. С помощью книги мы расширяем наш кругозор, учимся говорить красиво, правильно. Но должен ли только учитель литературы прививать ребенку любовь к чтению? Может ли он один решить эту проблему? Конечно, нет. Это нужно делать в семье, собственным примером. Если в семье никто не держит в руках книгу, то как в школе можно ребенка заставить это сделать? — Вы поддерживаете отношения с выпускниками? — Конечно. С ними всегда очень тяжело расставаться. Потом мои бывшие ученики приходят, звонят, благодарят за полученные знания. Некоторые из ребят приходят в нашу гимназию уже в качестве моих коллег. Это очень приятно. — Что бы вы хотели пожелать читателям нашей газеты, многие из которых являются родителями, дедушками и бабушками? — В первую очередь, поздравляю всех — своих коллег, родителей, детей — с окончанием учебного года! Выпускникам хочется пожелать удачи на экзаменах, чтобы они обязательно верили в себя. Взрослым — чтобы они почаще брали в руки книгу, чтобы у каждого чтение стало полезной привычкой. Нужно бережно обращаться с нашим языком, хранить его, ценить то, что нам досталось от наших предков. Елена Слажнева.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости