Пятница . 19 Апрель . 2024
Профессиональный праздник работников культуры официально был учрежден указом президента РФ в 2007 году. До этого в разных регионах он отмечался в разное время или не отмечался вовсе, хотя Россия во все времена могла гордиться своими актерами, писателями, музыкантами, режиссерами, художниками... Многие из них внесли неоценимый вклад не только в российскую, но и мировую культуру, оставив достойное творческое наследие потомкам. Но культура — это не только звучные имена, навсегда вписанные в историю. Незаметную, на первый взгляд, но огромную роль в сохранении культурного наследия и традиций играют музейные и библиотечные работники, учителя музыкальных и художественных школ, работники городских и сельских домов культуры и клубов. О Нине Тимофеевне Родиной (на снимке вторая слева) коллеги говорят, перефразируя известную пословицу, что терпение вперед нее родилось. Да и как бы иначе она сладила одновременно с пятью творческими коллективами? Хотя пять — это не предел. Вообще-то в детстве Нина Тимофеевна мечтала по примеру матери, прошедшей войну медсестрой в госпитале, стать врачом. И, учитывая громадное терпение, да еще помноженное на постоянное желание расти и развиваться, можно предположить, что пациентам вряд ли пришлось бы на нее обижаться. Но, как говорится, человек располагает, а решает подчас его величество случай. Кто знает, что щелкнуло в душе юной Ниночки, когда в день своего 18-летия она вдруг заявила родителям: — А хотите, я буду артисткой? — Да ты у нас и так с детства артистка. Большая доля правды в этих словах была. Станица Михайловская Курганинского района Краснодарского края всегда славилась песнями. Бывало, соберется вечерком большая компания парней и девчат, возьмутся под руки, и разносится по улице: «Ой, ты, зима морозная!..» А у кого-нибудь из них на руках умостилась маленькая Ниночка, старательно подстраивающая свой детский голосок под общий хор. А еще бывало, отправит ее мать к соседке за какой-нибудь мелочью, ну, хоть за солью, а девчушка не идет, а танцует по дорожке... И родители Ниночки песню тоже очень уважали. Засидятся вечером за домашней работой, да и вдруг предложит кто-нибудь из них: — Давайте споем! И зазвучит в хате старинная русская песня, да не просто так, а на три голоса. — Бывало, что и пошалить любили. Мама, знающая грузинский язык, затягивала «Сулико», отец вторил ей на русском, а меня подружка научила петь эту песню на армянском языке. Тут уж не просто трехголосие, а трехъязычие получалось! Гости в доме Калужских (девичья фамилия Нины Тимофеевны) не были редкостью. — У нас вся улица порой собиралась. Под огромной грушей накрывали стол. Но главным было вовсе не застолье. У нас собирались любители песен! А когда весь известный и любимый репертуар был уже почти исчерпан, моя тетя Маруся уводила часть гостей в хату. И через время они появлялись оттуда уже в сценических образах, и начиналось «второе отделение»... Одним словом, откуда у Нины Тимофеевны организаторско-режиссерско-вокальный талант, ни для кого не секрет. И все же, когда в первое утро своего 19-летия девушка поднялась пораньше (потому что до клуба надо было топать в центр станицы километра два) и отправилась поступать в артистки, семья была несколько обескуражена. Но препятствовать дочери не стали. А Нина, добравшись до клуба, на вопрос руководителя хора В.С. Землякова: «Зачем пришли?», уверенно ответила: «Я хочу петь», — «Давайте попробуем», — согласился Василий Сергеевич. Аккомпаниатор наиграл мелодию какой-то народной песни, и девушка свободно вывела сначала вторым, а потом и первым голосом. Легко повторила и «дробушки», и «ключ», продемонстрированные балетмейстером. И уже на следующий день была зачислена в штат с окладом в 50 рублей. Правда, не вокалисткой, поскольку свободных единиц не оказалось, а гардеробщицей. Но какое это имело значение, если с первого раза, можно сказать, с наскока, Нина угадала, в чем заключается ее истинное предназначение. Года через два в станице на месте сгоревшей во время войны школы отстроили Дом культуры и даже купили пианино. С тех пор Ниночку от инструмента было не оторвать. Пока коллеги по творческому цеху в свободное время обсуждали способы повышения урожайности помидоров и картошки, девушка штудировала самоучитель игры на фортепиано. А когда, узнав о том, что в Краснодаре есть культпросветучилище, явилась на экзамены, она уже самостоятельно аккомпанировала себе на этом инструменте, звенящим сопрано выводя знаменитые «Тополя» Г. Пономаренко и Г. Колесникова. Вердикт комиссии был единодушным: — Вы попали туда, куда надо. Годы учебы пролетели как один. Впитывая в себя ценные знания, что давали студентам на хоровом дирижерском отделении, Нина даже и не догадывалась, насколько ценными они окажутся для нее в скором будущем, причем не только те, что касались исполнительского мастерства. По окончании училища способной студентке тут же поступило два заманчивых предложения: остаться в качестве педагога или поступить в Кубанский казачий хор. К тому времени у Нины была своя семья — муж и маленький сынишка. Супруга, военного по профессии, направляли в Азербайджан, и пришлось Нине с ребенком поколесить по гарнизонам. Осев в военном городке в городе Кази-Магомед, она узнала, что местный Дом офицеров уже 11 лет бездействует. Засучив рукава, принялась молодая выпускница культпросвета оживлять запущенное пространство. И вскоре очаг культуры затеплился. Оформленная в местной бильярдной в качестве маркера Нина Тимофеевна постепенно организовала 7 кружков. Одновременно руководила и оркестром, и вокальными коллективами, состоящими из солдат, офицеров, их жен и детей, и танцевальным ансамблем, и даже театральной студией. Сегодня, возможно, развить такую обширную и разностороннюю деятельность не составило бы большого труда — благодаря интернету можно и партитуры нужные подобрать, и сценарии, и даже методикой преподавания овладеть. Но в те времена все было гораздо сложнее. Нина покупала нотные сборники, переписывала тексты песен из популярных журналов, вспоминала уроки педагога по хореографии из клуба станицы Михайловской, делала аранжировки... Да еще и в соседний Али-Байрамлы ездила, подрабатывая балетмейстером в школьном кружке. Так продолжалось года два... А потом обстоятельства сложились таким образом, что пришлось Нине Тимофеевне вдвоем с сыном возвращаться на родину. В станицу решила не ехать, поселилась в Майкопе, где на тот момент жили ее родственники. Местный горком партии направил коммуниста Родину в городской парк культуры и отдыха. Оформили лектором второй категории. Но, конечно же, никаких лекций Нина Тимофеевна не читала. Писала сценарии, пела, вела концерты... А когда предложили заняться возрождением клуба в Гавердовском, вместе с Людмилой Сазоновой отправилась осваивать дополнительный фронт работ. Так в хуторе на базе клуба дневного пребывания пенсионеров появился вокальный коллектив «Хуторянка». Это был 1994 год. На занятия своего будущего хора Нина Тимофеевна приходила не только с нотами, но и с тонометром, потихоньку отбирая среди активных пенсионерок самых голосистых. Сегодня из числа тех «первенцев» поют в «Хуторянке» две Валентины — Гопиенко и Калиниченко. Несмотря на возраст, а обеим хористкам уже в районе 75-ти, они не намерены расставаться с творчеством. Параллельно с «Хуторянкой» Нина Тимофеевна продолжала работать в горпарке, посвятив этой деятельности почти четверть века. А еще на протяжении 11 лет выходила на сцену Камерного музыкального театра, особо радуясь, если режиссеры предлагали ей характерные роли. Когда в 2009 году народному хору «Сударушка» потребовался новый руководитель, Родина и от этой работы не отказалась. На сегодняшний день она одновременно руководит еще и вокальными группами «Вечерица» и «Раздолье» (ансамбль-спутник «Сударушки»), и детским вокальным коллективом «Шанс». И, глядя на нее, непонятно, откуда в этой невысокой улыбчивой женщине столько энергии? Конечно же, на протяжении вот уже 50 лет она черпает ее из творчества. — Мне повезло, я всю жизнь получаю удовольствие от своей работы, — признается Н.Т. Родина. — И сама на сцену выхожу с удовольствием, и бесконечно горда и счастлива, когда слушатели аплодируют моим хористам. Ведь самое главное, понимать, что то, что ты делаешь, приносит людям радость. Я никогда не забуду, как на фестивале в Ростове, где я стала лауреатом первой степени, после исполнения песни «Если б не было войны» ко мне за кулисы пришла плачущая женщина и сказала: «Я эту песню знаю много лет, но вы ее спели так, что мне показалось, я ее слышу впервые». Разве это не высшая степень признания таланта артиста? И разве после таких признаний не пора ли почивать на лаврах? —  Иногда я думаю, что пора бы уже и на покой, — делится сомнениями Нина Тимофеевна, — но на кого же я своих девчат-ребят оставлю? С «Хуторянкой» мы уже за эти годы стали просто одной семьей. «Сударушка» в этом году будет отмечать 30-летие, а вместе с ней и Антонина Игнатьевна Язева, поющая в хоре со дня его основания. А как же молодежь моя? А те, кто хотел петь именно у меня в коллективе? Как я могу их всех предать? Не могу... А значит, будем петь! Вера Корниенко.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости