Пятница . 29 Март . 2024
Настройщик музыкальных инструментов — профессия редкая, если не сказать уникальная. Настройка музыкального инструмента — это не только техническая операция, но и своего рода искусство, ведь даже незначительное отклонение в настройке, и игра самого виртуозного музыканта потеряет свою выразительность. Именно настройщик может заставить инструмент «петь». А для этого, например, при настройке фортепиано, надо «договориться» с 88 клавишами, 220–230 струнами и еще почти что с 3000 других деталей, от взаимодействия которых тоже зависит звучание. Настройщик музыкальных инструментов ДШИ №1 Светлана Щербакова пришла в профессию случайно. Во всяком случае, ничем, кроме, собственно, музыки, заниматься не планировала. Дед Светланы по материнской линии был гусляром, хорошо пел, и где-то в бабушкиной сараюшке до сих пор хранятся изготовленные им собственноручно гусли. Мама, Мария Георгиевна, в замужестве Дрепина, самостоятельно выучилась играть на баяне и прекрасно пела (даже выступала на радио). Но, так случилось, что двух дочерей поднимала одна, а за занятия музыкой надо было платить, поэтому в музыкальную школу дочку отдала поздно, уже в пятом классе. Правда, с самого начала обучения будущая скрипачка занималась так прилежно, что от оплаты ее освободили. А она была так увлечена учебой, что теоретические предметы умудрялась самостоятельно изучить на пару лет вперед, чтобы как можно больше времени уделять затем музицированию. По окончании первой музыкальной школы (в то время она была в Майкопе единственной) Светлана поступила в Краснодарское музыкальное училище, затем — в Одесскую консерваторию. После, по семейным обстоятельствам, ей пришлось перевестись в Саратовскую. Но всюду девушка училась блестяще. — Мне очень везло с педагогами, — вспоминает Светлана Петровна. — Директором музыкальной школы в те годы была выпускница Парижской и Петербургской консерваторий Инна Владимировна Святловская — человек, удивительно увлеченный и беззаветно влюбленный в музыку. Мы часто общались, и я вместе со знаниями буквально впитывала излучаемые ею доброту и преданность искусству. Прекрасным наставником в Краснодарском музыкальном училище был для меня Михаил Николаевич Токарев... Впоследствии такие же теплые, искренние слова скажут о Светлане Петровне уже ее собственные ученики. В 1960 году С.П. Щербакова пришла преподавателем класса скрипки в Майкопское музыкальное училище, а затем и в родную ДШИ №1, и даже несколько лет возглавляла учебное заведение. Сегодня среди ее бывших учеников очень много людей известных и заслуженных: бывшая зав. оркестровым отделением Майкопского колледжа искусств Земфира Хунагова, преподаватели ДШИ №1 Лидия Кузовенкова и Людмила Лямзина уже сами вырастили целую плеяду талантливых скрипачей, Наталья Чич — профессор Парижской консерватории, Бэлла Чич преподает в Мадридской и Парижской консерваториях... По стопам родителей пошли и дочери: Людмила — пианист, концертмейстер, Ирина — скрипач, музыкант симфонического оркестра. И всего лишь четыре года назад Светлана Щербакова оставила преподавательскую деятельность, полностью посвятив себя делу, в которое пришла волею случая. Муж Светланы Петровны, Анатолий Петрович Щербаков, преподавал историю, русский язык и литературу в майкопском профтехучилище. Но, как и многие советские дети, получив дополнительное образование в музыкальной школе, был безоглядно влюблен в скрипку. Можно сказать, даже болен был этим инструментом, потому среди коллег-педагогов получил прозвище «Паганини». А в итоге решил оставить преподавательскую деятельность и заняться... созданием собственного инструмента. Самостоятельно изучал всю имеющуюся на то время литературу по этому вопросу, ездил в другие регионы, чтобы встретиться с известными мастерами, подолгу пропадал в лесу, чтобы выбрать из тысяч деревьев самое «поющее», наблюдал за ним в течение нескольких месяцев, чтобы понять его «характер», сушил заготовки, делал чертежи... И своего добился. До сих пор его скрипки, альты, виолончели звучат в стройном хоре инструментов Государственного симфонического оркестра РА, в Московской и Новосибирской консерваториях. Есть в его коллекции даже шичепщин. В этих поисках самого себя супруга всегда сопровождала Анатолия Петровича. Даже на два года уехала с ним на Север, в маленький поселок Иультин Магаданской области. Там ей пришлось поработать директором и преподавателем музыкальной школы, которая была оснащена старенькими инструментами, а настройщика в поселке, конечно же, не было. О своей скрипке Светлана Петровна всегда заботилась сама, а вот искусство настройки и даже ремонта фортепиано пришлось осваивать по ходу работы. Но такой уж она человек, что во всем старается докопаться до сути, все постичь в совершенстве, так что вскоре и от пострадавших от перепадов температур северного климата пианино удалось добиться приличного звучания. Работая в ДШИ №1, Щербакова долгое время совмещала преподавательскую деятельность с работой настройщика, пока не решила, что пора немного умерить нагрузку: трудно поверить, но в прошлом году этой энергичной, жизнерадостной женщине исполнилось 80 лет. Жалко было расставаться с учениками, поначалу немного не хватало общения с детворой. Но и с музыкальными инструментами ей тоже всегда есть о чем поговорить по душам. Шутка ли — только непосредственно в ДШИ №1 под ее опекой находится более 20 фортепиано, если помножить их на количество струн... — Инструменты — очень благодарные «существа», — говорит Светлана Петровна. — В ученика, бывало, столько сил вкладываешь, а отдача не всегда бывает. В инструмент что вложишь, тем он и отзовется. Правда, в соответствии с возрастом «болеют» они довольно часто. Отношение к своим «подопечным» у Щербаковой более чем деликатное. «Лечит» она их согласно старым добрым традициям: никакой электроники — только верный помощник камертон и большой набор инструментов, от хирургического скальпеля до молотка и клещей. А чтобы лучше слышать каждого из них, собираясь к очередному «пациенту», Светлана Петровна не позволяет себе никаких тонизирующих напитков, даже чаю, ведь повышенный эмоциональный фон, по ее мнению, мешает слышать истинное звучание струн. А каждая из них поет в унисон со струнами ее собственной души. Вера Корниенко. Снимок автора.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости