Проблема глухоты является довольно распространенной в мире: каждый девятый житель нашей планеты имеет нарушение слуха. В 1951 году была создана Международная федерация глухих, и в честь этого события в календаре памятных дат появился Международный день глухих.
С уважением и особой благодарностью в этот день вспоминают французского аббата Шарля-Мишеля де л΄Эпе, который разработал язык жестов, тем самым облегчив общение глухих и слабослышащих людей в социуме. Это была система условных (определенных) жестов рук и пальцев, позволяющих передавать мысли. Первая сурдопереводческая школа в России была открыта в 1806 году под Санкт-Петербургом. В Москве такая школа приняла учеников в 1860 году.
Мы привыкли считать устную речь единственным и главным языком людей, тогда как и язык жестов отличается богатством словарного запаса и не так прост в использовании, как кажется.
Обо всем этом рассказала воспитатель республиканской школы-интерната для глухих и слабослышащих детей Анна Николаевна Савина, превосходно владеющая языком жестов.
— В России на сегодняшний день язык жестов используют около трех миллионов человек, а вообще в мире различаются свыше 100 жестовых языков, и немец не сможет понять язык, допустим, француза или русского, настолько они отличаются друг от друга, — поясняет Анна Николаевна. — Кстати, некоторые особо разговорчивые слабослышашие могут развивать скорость до 130 жестов в минуту! Этот язык при желании можно выучить и самостоятельно, беря видеоуроки. Например, дом на языке жестов — ладони, сложенные в виде крыши, а любовь — это движение руки от губ к сердцу.
У Анны Савиной был довольно тернистый жизненный путь, прежде чем она пришла работать в школу-интернат. Ее отец, фронтовик, участник Сталинградской битвы, Николай Романович Савин, сумел привить дочери чувство глубокого патриотизма, бесконечной любви к Отечеству, смелость и стремление преодолевать трудности.
Анна хорошо училась в школе, особенно ей легко давались химия, естествознание, а потому она решила стать учителем. Поступила в (тогда) Майкопский педагогический институт. Как дипломированный специалист- химик работала заведующей лабораторией по ГСМ авиаотряда на аэродроме в Майкопе.
В середине 80-х ее как военнообязанную вызвали в военкомат и настоятельно предложили командировку в Афганистан.
— Я была истинным патриотом своей Родины и, конечно же, согласилась, — вспоминает Анна Савина. — В то время ситуацию в Афганистане как-то не особо освещали в прессе, мы владели только той информацией, что просачивалась от военных, и то по большому секрету. Я понимала, что там идет война, но даже не представляла всю картину тех событий. И только когда сама оказалась в Кандагаре, осознала, что значат бомбежка и артобстрел, душманы и их зверские вылазки. Но самое страшное было провожать на Родину так называемый груз-200 с нашими погибшими ребятами…
Об этих событиях Анна Николаевна и теперь, спустя столько лет, не может вспоминать без слез. Ей уже по возвращении домой, потребовалось два года, чтобы восстановить душевное равновесие и перестать плакать по ночам.
— Я с удовольствием пошла работать с детьми во Дворец пионеров, возглавляла Клуб интернациональной дружбы и за время работы превратила его в Центр межнациональных связей, — рассказала Анна Савина. — Мы проводили большую работу с ребятами, вели переписку со школьниками из других стран, встречали у нас детские творческие коллективы и сами ездили в гости.
В 1997 году ее пригласили на работу воспитателем в республиканскую школу-интернат для глухих и слабослышащих детей. Объяснили нехватку именно этих специалистов, и, надо знать характер Анны Савиной, она с готовностью идет туда, где трудно, где необходима ее помощь.
— Я пришла в первый раз в интернат, увидела этих детишек, растерянных, испуганных, впервые оторванных от родителей, и поняла, что здесь мое место работы, и я смогу дать этим детям и заботу, и любовь, и внимание, — признается Анна Савина.
Ее первые воспитанники уже взрослые, окончили школу, но не забывают свою «вторую маму», как они ее называют, часто приходят к ней за житейским советом, за душевным общением.
Сегодня она работает воспитателем во вспомогательной группе, где дети с дополнительными диагнозами, кроме глухоты. Это ДЦП, аутизм, отставание в развитии.
— Стараюсь им привить желание в меру их сил сделать что- то полезное для общества, — рассказывает Анна Савина. — Ребята, несмотря на тяжесть их заболеваний, участвуют в волонтерском движении. Мы в ходе акции «Обелиск у дороги» посещаем мемориалы, проводим там субботники, убираем мусор на прилегающей к памятникам территории. Но и это еще не все: мы навещаем вдову фронтовика-майкопчанина Марию Пантелеймоновну Яблонцеву, помогаем ей по хозяйству. Ребята уже знают, если мы отправляемся к ней в гости, обязательно несем цветы.
Каждый день у ребят расписан поминутно, два раза в неделю они занимаются в клубе «Новобранец». В среду у них посещение бассейна, в четверг — поездка в хутор Гавердовский, на ипподром.
— Для них четверг – самый любимый день, — улыбается Анна Савина. — Заранее мы готовим угощение для лошадок: морковку, сухарики, сахар. Ребята постарше уже прекрасно держатся в седле! Мы даже подумывали, не заявить ли их для участия в спортивных соревнованиях между людьми с ограниченными физическими возможностями. Слово «инвалид» мы ни в коем случае не произносим при детях. Они у меня молодцы, какие чудесные поделки мастерят из подручных материалов, мы даже участвовали в выставке, организованной республиканским Детским фондом.
А еще у подопечных Анны Савиной есть любимое место во дворе школы-интерната под огромным дубом. Дубу 85 лет, он ровесник учебного заведения. И ребята кладут на кору дерева-великана ладошки. Не секрет, что деревья — доноры, в том числе и дуб, питают человека своей энергией и силой. А они очень нужны этим детям.
Надежда Полянская.
Снимок автора.
Подписывайтесь на нас в соцсетях:
54 просмотров
0 комментариев
Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.
Видеоновости
Здесь Вы можете задать вопрос или написать пожелание.
Решаем вместе
Есть вопрос?
Напишите нам
Комментарии