Суббота . 20 Апрель . 2024

Провинциальный Майкоп долго освещался керосином, лучинами и газовыми фонарями — вплоть до начала прошлого века. И только бурное развитие промышленности в городе и «майкопский нефтяной бум» подвигли городские власти  к электрификации Майкопа.
— В 1908 году в городе был построен кинотеатр под названием «Электробиограф» («Гигант»), где горожане могли смотреть первые немые фильмы и кататься на роликовых коньках. Название кинотеатра позволяет нам предположить, что для просмотра фильмов использовался стационарный источник электрической энергии, — рассказала помощник директора по связям с общественностью филиала ОАО «Кубаньэнерго» «Адыгейские электрические сети» Нафисет Шовгенова.
В 1909 году на заседание городской думы было вынесено рассмотрение двух проектов электрификации и проекта телефонизации Майкопа. В том же году началось строительство телефонной станции, работа которой была бы невозможна без наличия электрического тока. Один из проектов электрификации был одобрен и частично профинансирован. Основным исполнителем проектов стала фирма «Сименс и Гальске». В 1910 году на центральной улице города — Садовой (ныне Краснооктябрьская) и в городском саду (ныне городской парк культуры и отдыха) зажглись первые электрические фонари. Освещение частных домов с помощью электричества осуществлялось самостоятельно. Известно, что одними из первых им воспользовались купцы Каплановы, Богарсуковы, Зиньковецкий.
В городской думе была образована электрическая комиссия, которая занималась вопросами строительства электрических установок и электроосветительных линий. В республиканском архиве сохранились документы, подтверждающие, что в 1915 году комиссия рассматривала вопросы строительства в Майкопе электроосветительной сети и электрического трамвая. Кроме того, майкопские промышленники после проведения к городу железной дороги всерьез рассматривали проекты создания каскада гидроэлектростанций в Даховской и Каменномостской и прокладки через горы в Адлер линии электрической железной дороги. Этим планам помешала сбыться Первая мировая война.
В дальнейшем к развитию электроэнергетики страна смогла вернуться только в конце Гражданской войны, когда стало ясно, что «коммунизм — это Советская власть плюс электрификация всей страны», и началась реализация плана ГОЭЛРО.
Масштабная электрификация Майкопа началась в 1927 году со строительства дизельной электростанции, на которой были установлены три двигателя завода «Русский двигатель» общей мощностью 1000 лошадиных сил. В 1940 году был установлен четвертый двигатель мощностью 900 лошадиных сил, и общая вырабатываемая мощность электростанции составила 800 кВт.
В 1943 году во время оккупации Майкопа немецко-фашистскими захватчиками электростанция была взорвана. После освобождения города в 1944 году она была восстановлена и проработала до 1950 года, вплоть до пуска Майкопской ГЭС, строительство которой началось в том же 1944 году вместе с восстановлением работы дизельной электростанции. С 1 января 1952 года Майкопская ГЭС была сдана в промышленную эксплуатацию в систему РЭУ «Краснодарэнерго» Главюжэнерго.
—  Послевоенное развитие городского народного хозяйства сопровождалось возведением новых и восстановлением разрушенных объектов электроэнергетической инфраструктуры. Строились воздушные и кабельные линии электропередачи, трансформаторные подстанции, распределительные устройства. 1 апреля 1964 года на базе трех ведомственных предприятий: Майкопских горэлектросетей, Майкопского района электросетей «Сельэлектро» и Майкопского высоковольтного района Краснодарского предприятия электросетей были образованы Майкопские, ныне Адыгейские, электрические сети, — говорит Нафисет Шовгенова.
Сейчас Майкоп получает электроэнергию от высоковольтных питающих центров ПАО «Кубаньэнерго» Адыгейские электрические сети — подстанций «Северная» и «Черемушки», а распределительная сеть находится в обслуживании ООО «Майкопская ТЭЦ».



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости