Вторник . 23 Апрель . 2024

Выдвинутая на соискание Государственной премии РА в области науки работа С.Х. Хотко «История Черкесии в средние века и новое время» (СПб., 2002) состоит из пяти разделов, каждый из которых значительно дополняет и расширяет наши, к сожалению, скудные пока сведения по адыгской истории.
В первом разделе автором предпринята весьма успешная попытка дать объективную характеристику черкесскому историко-культурному типу. Характеризуя этнический состав населения Западного Кавказа, невозможно пройти мимо памятников знаменитой Майкопской культуры, относящихся к эпохе ранней бронзы (III тыс. до н.э.). Автор убедительно показывает и доказывает, что «ареал распространения племен Майкопской культуры — это в точности территория синдо-меотов в период античности, зихо-абазгов в раннем средневековье и черкесов в новое время». Кстати, цивилизация Майкопской культуры (открыта в 1897 г. профессором Санкт-Петербургского университета, археологом Н.И. Веселовским) первая не только на Западном Кавказе, но на всей территории России.
Автор приводит весомые аргументы о влиянии хатской (протохатской) цивилизации на формирование адыго-абхазов, которые вместе представляют западное крыло обширной языковой семьи и относятся к понтийскому (средиземноморско-балканскому) типу европеоидной расы. Элементы Майкопской культуры, включая и языковые, зафиксированы на территории современной Чечни и даже в Междуречье (Месопотамии).
В школьных учебниках по истории России изучается феномен Боспорского царства. Тема эта практически не разработана в адыгской историографии. Большинство ученых-историков тщательно обходят вопрос об этнической принадлежности ведущей династии Боспорского царства — Спартокидов, которые являлись, по аргументации ведущего московского ученого 40-60-х гг. XX в. М.И. Артамонова, выходцами из адыгской (синдо-меотской) среды.
Установление адыгского происхождения царской династии на Боспоре, по мнению С.Х. Хотко, подвергает серьезной корреляции общую систему наших представлений о греческой колонизации.
Глубоко аргументированные наблюдения С.Х. Хотко — новое слово в науке и в корне меняют наши шаблонные, устоявшиеся суждения о греческой колонизации Причерноморья. Спартокиды Боспора могут быть признаны первой адыгской царской династией, тогда как черкесские Мамлюки XV века — последней подобной династией.     
На широкой источниковой базе показаны взаимоотношения адыгов с другими народами Кавказа, которые носили по большей части мирный характер и испытывали на себе заметное влияние со стороны братских кавказских народов.
Большое внимание в разделе уделено религиозным представлениям адыгов, распространению в Черкесии христианства.
Раздел завершает обзор источников зарубежных путешественников, побывавших в Черкесии в XII-XV вв. Причиной столь пристального внимания иностранцев к Черкесии было не просто любопытство. Бурное развитие торговли и производства, поиск новых рынков сбыта влекли их в богатую Черкесию. Свои фактории имели здесь, в Западном Черноморье, Генуя, Венеция, Флоренция, Пиза. Велико было влияние на общественный уклад и Византии.
Последующие разделы посвящены истории Черкесии в средние века и новое время.
До сих пор некоторые ученые, не утруждая себя анализом существующих источников, продолжают утверждать о существовании монгольского ига на Северном Кавказе, хотя ни один, к примеру, итальянский источник не говорит о завоевании Черкесии монголами, о какой-либо зависимости Черкесии (Зихии) от Золотой Орды (Татарии), о выплате дани или присутствии монгольских (татарских) наместников на пространстве от Дона до Абхазии. С.Х. Хотко подробно обосновывает свои выводы.
Всесторонне раскрыты взаимоотношения Крымского ханства и Черкесии.
Два раздела истории Черкесии, как отмечалось выше, посвящены черкесской диаспоре. Подробно раскрыта роль черкесских мамлюков и характер государства, образованного их усилиями в Египте в средние века, трансформация черкесской диаспоры в новое время.
Наиболее сложный период в истории Черкесии связан с ее борьбой за свою свободу и независимость. Уже при Петре I начинает ослабевать роль черкесской диаспоры в Москве. Последний великий из Князей Черкасских в лице Алексея Черкасского при Анне Иоанновне хотя и занимал важнейший пост императорского канцлера, но вокруг уже все контролировали немцы, нахлынувшие в Москву и Петербург в начале XVIII в.
И здесь мы переходим к самой важной вехе в истории Черкесии в новое время, определившей ее дальнейшую судьбу, — Кавказской войне, длившейся без малого полтора столетия.
Тут мы должны согласиться с мнением крупнейшего российского военного историка Р.А. Фадеева, что «мысль о владычестве на Кавказе стала наследственной в русской истории», начиная с эпохи Ивана Грозного.
После посещения Александром II в сентябре 1861 г. Черкесии и состоявшихся переговоров последние надежды адыгов остаться на своей исторической родине исчезли. Черкесам было предложено поселиться в местах «куда укажут», т.е. на болотистых низменных землях, или переселиться в Турцию.
Спустя 130 лет новая демократическая Россия, в канун очередной даты окончания Кавказской войны (1994 г.), устами первого Президента многонациональной России Б.Н. Ельцина наконец-то признала, что сегодня «появляется возможность объективной трактовки событий Кавказской войны   как   мужественной   борьбы   народов   Кавказа   не   только   за выживание на своей родной земле, но и за сохранение самобытной культуры, лучших черт национального характера». Эту возможность, опираясь на факты, использует в полном объеме в своей работе С.Х. Хотко.
Казбек Ачмиз,
доктор исторических наук.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости