Вторник . 23 Апрель . 2024

Гисса Карович Чич родился в 1937 году в ауле Нешукай Теучежского района. Большое влияние на выбор будущей профессии оказала мать — Ханифа Баговна, которая часто пела старинные адыгские песни. Уже в старших классах ему доверяли руководить хором начальной школы, и молодой человек сумел проявить свои первые педагогические способности.
Отец Гиссы погиб во время Великой Отечественной войны, и мать, одна воспитывавшая сына, очень хотела, чтобы он получил достойное образование — стал учителем. В итоге в 1960 году Гисса окончил музыкальное училище в Нальчике по классу вокала. Около года работал в Адыгейском государственном ансамбле песни и пляски, а затем поступил на музыкально-педагогический факультет Куйбышевского государственного педагогического института. Именно в студенческие годы он написал свои первые произведения: «Песни сердца» (на собственные слова) и «Беркут». И именно с этими произведениями вышел на сцену хор, которым он дирижировал на государственном экзамене.
По распределению в 1965 году Г.К. Чич уехал в Иркутск, где работал сначала преподавателем на музыкально-педагогическом факультете Иркутского государственного пединститута, а затем и деканом. В это время он познакомился с выпускницей консерватории, музыковедом Т.В. Суховой, которая сохранила о Гиссе Каровиче самые теплые воспоминания.
— В те годы я жила и работала в Ангарске, и часто приезжала в Иркутск, слушала хор, которым Гисса Чич дирижировал. Он был молод, полон сил, руководил хором музыкально-педагогического факультета, включая в репертуар адыгские народные песни из нартского цикла. И уже тогда Гисса Карович заявил о себе как композитор, однако самые значимые, крупные произведения он написал, вернувшись на свою малую родину.
Вторая наша встреча с этим талантливым человеком состоялась уже в 1974 году, когда я по приглашению министерства культуры приехала в Майкоп и стала работать в музыкальном училище. Гисса Карович в это время был деканом музыкально-педагогического факультета Адыгейского педагогического института и активно сотрудничал с драматическим театром, писал хоровые вокализы для спектаклей. С большим успехом на майкопской сцене шли спектакли Чапая Муратова «Дума о матери» и Нальбия Куека «Песни наших отцов».
Гисса Чич мог бы стать популярным композитором-песенником, однако предпочел более сложный путь и одним из первых композиторов Адыгеи стал осваивать такие жанры, как оратории и кантаты. Значительную часть его творчества занимали обработки старинных адыгских песен о нартах, таких, как «Адыиф», «Сармаф», и других. Он увлеченно занимался исследованием адыгского музыкального фольклора, написал ряд научных статей о героических и исторических песнях адыгов, создал монографию «О музыке адыгов», оставил богатое наследие в виде песен, романсов, баллад, пьес для фортепиано, инструментальных пьес для скрипки, виолончели и фортепиано, рапсодии для скрипки и фортепиано.
Одним из первых произведений, написанных для симфонического оркестра, стал «Праздник». Самым крупным произведением Г.К. Чича является оратория «Сказ об адыгах», посвященная памяти народного поэта Адыгеи Хамида Беретаря. Композитор использовал в своем сочинении характерные для адыгской народной музыки приемы и моменты классической полифонии. Развивая главную идею сочинения — самопожертвование во имя свободы и мира, Гисса Чич создал настоящий символ трагедии адыгского народа, несущий безутешную скорбь о погибших и гордое достоинство победителей.
Среди сочинений композитора есть произведения, рассчитанные как на юных музыкантов, так и на профессионалов. И по сей день самобытное композиторское творчество Г.К.Чича занимает достойное место в адыгском музыкальном искусстве и пользуется успехом как у исполнителей, так и у педагогов, активно применяющих его материалы в преподавательской деятельности.
Вера Никитина.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости