Четверг . 25 Апрель . 2024
Анатолий Иванович Семкин — известный в Адыгее журналист. В свое время возглавлял газету «Маяк» Майкопского района, «Майкопские новости», городское телевидение. Долгие годы работал помощником председателя Верховного суда Адыгеи по взаимодействию со средствами массовой информации. Заслуженный журналист Адыгеи, награжден Российской общественной организацией имени Петра Великого почетным знаком «Золотой штурвал Петра Великого».— Анатолий Иванович, журналистика в вашей жизни, — это мечта с детства или случайность? — Скорее, второе. В детстве я никогда не думал, что стану журналистом, хотя профессия мне нравилась. Но я считал, что это какие-то особенные люди, а себя я относил к обыкновенным и был уверен, что мне это недоступно. После школы, которую окончил в станице Гиагинской, учился в Майкопском сельхозтехникуме и как-то на занятиях преподаватель по черчению раздал нам детали от сельхозмашин и попросил, чтобы каждый изобразил свою на бумаге. Мой рисунок понравился ему больше других. С этого дня моя жизнь круто изменилась: он освободил меня от своих занятий, а вместо этого поручил оформление наглядной агитации в техникуме, в том числе и выпуск стенной газеты учебного заведения. Так я сделал первый шаг в журналистику. Здесь необходимо признаться, что за время учебы я поднабрался хорошего опыта в создании и оформлении различной настенной информации. Второй шаг был сделан уже в армии. Помню, привезли нас в часть и всех новобранцев завели в армейский клуб, чтобы привели себя в порядок перед встречей с начальством. Смотрю, а какой-то сержант разложил на длинном столе красную ткань и пишет на ней текст. Мне стало интересно, подошел ближе, стал смотреть. Сержант глянул на меня и спросил: «Что, салага, смог бы так?». «Попробую». Он дал мне кисть и подвинул банку с краской. Я стал буква за буквой выводить на растянутом полотнище текст, написанный на бумажном обрывке. Сержант сначала смотрел, а потом как вскрикнет радостно: «Да это же мой дембель пришел!» Оказывается, сержанту отказывали в увольнении из части из-за того, что некем было его заменить в работе с наглядной агитацией. Так я и начал свою службу: днем со всеми маршировал, стрелял, занимался другой военной подготовкой, а после отбоя — плакаты, боевые листы, стенгазета. После демобилизации вернулся в Гиагинскую и попытался устроиться по специальности, но не удалось, и тут случайно встретил секретаря райкома комсомола. Еще до армии я помогал им оформлять стенды. Теперь они готовились к отчетно-выборной конференции. Попросил помочь со стенгазетой. Я согласился. И это был третий и решающий мой шаг в журналистику. К открытию конференции в зале красовался шестиметровый лист картона, на котором была отражена вся многогранная жизнь районной молодежи за отчетный период. «Зри в корень» — этот известный афоризм Козьмы Пруткова стал названием газеты, которая привлекла внимание делегатов не только своими размерами, но и текстами, броскими заголовками, красочными фотографиями, яркими рисунками. Заинтересовался необычной стенгазетой и редактор гиагинской районной газеты «Красное знамя» Г.С. Кудряшов. Оказывается, он давно подбирал сотрудника для освещения в своей газете молодежной тематики и предложил мне попробовать свои силы. Так я впервые переступил порог настоящей газеты. — Да, путь был непростым. С чего начали? — В первой беседе редактор подробно расспрашивал меня обо всем, что его интересовало, а когда узнал, что мой отец работает механизатором, предложил написать о нем. Всю ночь я мучился над заметкой, а когда утром показал ее редактору, он что-то почеркал, поставил заголовок и, вызвав ответсекретаря, сказал ему, чтобы поставили написанное мною в номер. А мне сообщил, что я принят на работу. Вот так начался мой путь в журналистике. Кстати, работая в «Красном знамени», я поступил в Ростовский госуниверситет на заочное отделение факультета журналистики, которое успешно окончил. — За вашими плечами работа в районных и городской газетах, на телевидении, в Верховном суде. Где было интереснее всего? — Журналистика не бывает неинтересной, но я бы все же отметил работу в Верховном суде.  Вначале я даже не представлял, какие раскроются передо мной возможности в плане интересных публикаций, ведь каждое рассмотренное дело в суде — это повод рассказать об этом в прессе. Но главной моей задачей, и в этом я получил полную поддержку председателя Верховного суда Адыгеи Аслана Исмаиловича Трахова, было вернуть доверие людей к суду, чтобы результаты правосудия сделать открытыми, прозрачными и гласными не только для участников судебных процессов, но и для общества в целом. Многие мои коллеги сомневались, что судебная власть пойдет на такой шаг, но все их сомнения развеял Аслан Исмаилович, заявивший на одном из семинаров для журналистов, что судебная власть не меньше заинтересована в том, чтобы пробудить у прессы интерес к правдивому отражению ее проблем, и что со своей стороны он сделает все возможное, чтобы помочь обществу иметь реальное и объективное представление о работе судей. И это удалось. Мы начали проводить творческие конкурсы по освещению работы судебной власти. В газетах стали появляться самые разные публикации о том, какие дела рассматриваются в судах, какие принимаются решения. Авторы лучших публикаций отмечались дипломами, призами. Но мы пошли дальше. Возникла идея создать в судейском сообществе собственный печатный орган. На страницах «Судебного вестника Адыгеи», как мы назвали новый журнал, судьи стали делиться мыслями и идеями, открыто высказывать свое мнение по актуальным проблемам, обсуждали вопросы совершенствования деятельности судебной системы. Одним словом, журнал стал полезным подспорьем в работе судейских коллективов. И это явилось вполне естественным поводом для награждения издания специальным дипломом Союза журналистов Адыгеи, в котором справедливо отмечалось, что судейский журнал стал равным среди других средств массовой информации республики. Хочу отметить еще одно важное для меня обстоятельство: очень многим в своей профессио-нальной деятельности я обязан прежде всего своим учителям — талантливым журналистам, преданным своему делу людям, к числу которых прежде всего отношу в то время главного редактора республиканской газеты  Х.А. Баладжияна и председателя Гостелерадиокомпании Адыгеи А.Т. Керашева. Их помощь и поддержка были для меня настоящей школой современной журналистики. Такое не забывается. — Согласитесь, Анатолий Иванович, редко какое издание обходится без курьезных ляпов, смешных описок, нелепых ошибок. Они в вашей карьере случались? — Еще как. Правда, большинство из  них пришлось  на начало моего журналистского пути. И произошли они из-за того, что я нарушил главную заповедь журналистики: писать только о том, что видел сам. Расскажу о двух. Помню, в области объявили клич «Девушки — на трактор». Я тогда работал в «Красном знамени». Редактор послала меня в дальний совхоз подготовить материал под эту рубрику. На мою удачу, в райцентре встретил секретаря комсомольской организации этого хозяйства, рассказал ему о своем задании. Он  говорит, что есть у них такая дивчина. И тут же мне в красках расхвалил  молодую трактористку. Обрадованный, что  не надо никуда ехать, я быстро настрочил зарисовку, не жалея самых ярких и лестных эпитетов, как юная, тонкая, хрупкая девушка ловко справляется со стальным конем в поле. После выхода газеты в редакцию позвонил возмущенный директор совхоза. Оказалось, что моя героиня вовсе не тонкая и хрупкая, а их тех, кто «и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет». В общем, природа наделила ее пышностью. Смеялся весь совхоз. Второй случай был уже в «Маяке». Нужно было срочно подготовить репортаж о работе передового комбайнера во время уборочной страды. На поездку времени не оставалось. Пришлось брать информацию по телефону. Записал фамилии комбайнера, его помощника, расспросил о намолотах. В репортаже написал, что всю смену хлеборобы обменивались репликами, шутили — словом, читать было интересно, но после выхода газеты состоялся уже серьезный разговор с редактором. Оказалось, что комбайнер с детства был немым, но работает, действительно, лучше всех. — Но вернемся, Анатолий Иванович, в сегодняшний день. Как вам современная журналистика? — Она такая, как и сегодняшнее время. Было бы, наверное, смешно, если бы в 21 веке журналистика осталась из 20 века. Могу единственное сказать, что ярких, талантливых личностей, ради которых читатели подписывались на газеты и журналы, стало меньше. Профессия журналиста стала не так престижна, в региональных изданиях мизерные зарплаты. Молодежь не особенно охотно идет работать в СМИ. Но я оптимист, поскольку уверен, что критерием любого печатного издания по-прежнему остается интересная, креативная, неравнодушная газета. И такие в нашей Адыгее есть. И за такими творческими коллективами будущее журналистики. Валерий Кондратенко.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости