Суббота . 20 Апрель . 2024

Накануне празднования Дня города по традиции муниципальная премия имени братьев В.Ф. и А.Ф. Соловьевых будет вручена майкопчанам, которые внесли наибольший вклад в развитие здравоохранения, театрального искусства, народного образования, культуры. Среди лауреатов — учитель русского языка лицея №34 социальных и информационных технологий Т.В. Раман.«Здравствуйте, дети!»
Эти слова я и мои одноклассники из средней школы №5 впервые услышали 44 года назад, когда Татьяна Валентиновна пришла к нам на преддипломную практику, будучи студенткой Адыгейского государственного педагогического института. Наверное, волновалась, увидев тридцать пар глаз — серьезных, насмешливых, озорных, ведь пришла преподать нам свой первый урок русской литературы. А на наших лицах было написано: «Чему же вы, девушка, сможете нас научить по сравнению с асом учительства Серафимой Дорофеевной Белоноговой?!»
И на первом же уроке поняли: юная учительница знала свой предмет. Учебники были отодвинуты
в сторону, в них не было и сотой доли того, что мы узнали о жизни и произведениях Сергея Есенина, Владимира Маяковского и других писателей и поэтов.
Нашла Татьяна Валентиновна и ключики к нашим душам, а ведь была-то всего на четыре года старше нас. Но в ней вместилось столько доброты, отзывчивости, искренности, непритворной откровенности, что мы (которым порою не хватало родительской задушевности и старшего друга) не хотели ее отпускать от себя. А еще она открыла в нас театральный талант: на школьной сцене поставила мини-спектакль по рассказу Максима Горького...
И вот спустя четыре десятилетия отличник народного просвещения, кандидат педагогических наук
Т.В. Раман призналась мне, что не собиралась быть учителем.
— Я хотела стать историком, — рассказывает она. — Когда я начала учиться в средней школе №5, меня окружили Педагоги с большой буквы. Это были интеллигенты в истинном понимании этого слова: скромные, начитанные, воспитанные, верные избранному делу — народному образованию. К нам, ученикам старших классов, они обращались на «вы», давая понять, что все мы — личности, независимо от оценок. Свой предмет знали в совершенстве учитель истории, классный руководитель Федор Иванович Расторгуев, учитель русского языка и литературы Клавдия Ивановна Алейникова, учитель математики Василий Захарович Треба, учитель немецкого языка Светлана Александровна Чернышова...
Я решила поступать в Ленинградский государственный университет на исторический факультет. Но родители меня не отпустили. Предметы, которые я любила, — русский язык, литература, иностранный язык, история, — во всей их полноте преподавали на филологическом факультете АГПИ. Выбор был сделан. Но и тогда не думала, что педагогика станет моей жизненной стезей.
А после первой и последней практики в средней школе №5 в 1970 году поняла: быть только учителем! Настолько запали мне в душу мои первые ученики — начитанные, умные, стремящиеся к совершенству. Тогда же осознала, что от учителя зависит, какими они станут для общества.
А еще в Татьяне Ефимовой (девичья фамилия) был и остался тот стержень, который достался по наследству и не дал сойти с избранного пути, к счастью для ее будущих воспитанников и для нее самой.
Родом из красных партизан
Она родилась в поселке Нижний Чир Сталинградской области. Дон — родные места ее родителей, бабушек и дедушек. Татьяна Валентиновна вспоминает свое детство:
— Как-то я спросила бабушку, папину маму: «Дед был известным человеком на Дону: он поднял несколько колхозов. Тогда почему вы жили
в казенной конторе?». Оказалось, что мой дед продал собственный дом, чтобы купить для колхоза трактор «Фордзон». Возможно, завистливые люди этого не знали и донесли в органы. Вечером к нему пришел начальник НКВД и попросил Максима Федоровича уехать, куда глаза глядят. Он знал его как честного и храброго человека: в рядах красных партизан вместе подавляли мятеж генерала Мамонтова. Но... Утром деда арестовали,
и он исчез с лица родной земли.
Военная служба главы семьи Ефимовых, участника Великой Отечественной войны, не давала обжиться
в одном краю. Правда, судьбоносными для Татьяны Ефимовой оказались два места: Германия, где прошло детство, где ныне живут дочь, зять и две внучки, и, конечно же, Майкоп — город юности, становления и зрелости.
— Я воспитывалась в классической советской семье, — говорит Татьяна Валентиновна. — Папа служил Родине, мама — людям. Через целительные руки врача Эльвины Ивановны Ефимовой прошли несколько поколений многочисленных семей майкопчан. Она ушла на заслуженный отдых в 78 лет и только тогда занялась собственным здоровьем.
А вот неугомонность осталась. Она, шутя, говорит: «Я нахожусь в возрасте английской королевы. Только та страной правит, а я десять лет дома сижу». При этом вздыхает.
Папа тоже достойно прожил жизнь. За год до начала Великой Отечественной войны он поступил в Сталинградский медицинский институт. Летним солнечным днем после зачисления сидел в скверике в легкой рубашке и туфлях, мечтая о студенческих годах. А мимо проходила рота солдат в кирзовых сапогах, шинелях. Подумал: «Не приведись мне в жару маршировать в таком обмундировании!» А через год восемнадцатилетний Валентин Ефимов надел гимнастерку и не снимал ее 29 лет. Младший лейтенант и его товарищи по Калининскому военному училищу приняли боевое крещение в сражении под Москвой. Дошел до Берлина и 1 мая 1945 года сфотографировался в большом парке перед рейхстагом, когда еще шли кровопролитные бои. Я храню эту фотографию и письмо, которые он прислал своей маме, ведь в 22 года у него даже девушки не было.
Началась жизнь, школьная
Август 1970 года. Строительство здания средней школы №22
в Черемушках шло день и ночь, надо было разгрузить переполненные городские школы. С этой задачей на «отлично» справился легендарный дирек­тор И.В. Шибинский, а потому городские власти не отказали ему в просьбе по собственному усмотрению набрать коллектив педагогов.
В команду единомышленников по рекомендации преподавателей АГПИ была зачислена талантливая выпускница филологического факультета Т.В. Раман (по мужу). Багаж был весомым: красный диплом, любовь
к литературе — от Елены Петровны Шибинской, к русскому языку — от Людмилы Хазретовны Цыпленковой.
— Знания были хорошими, — говорит Татьяна Валентиновна. — Оставалось овладеть новой методикой проблемного обучения. Что это значило? Перед учеником стояла задача — ответить на вопросы, не запроектированные в учебнике литературы, а требующие собственного осмысления на базе тех знаний, которые уже есть. То есть дети должны были на новом витке использовать свои знания предмета с выходом
на творчество. При этом методе обучения раскрывались потенциальные возможности учеников.
Уже через три года уроки русского языка и литературы Т.В. Раман начали посещать учителя из других школ. К тому же СШ №22 первой
в городе внедрила кабинетную систему преподавания, во главу угла было поставлено военно-патриотическое воспитание.
— Я благодарна военруку Александру Георгиевичу Зуеву за то, что мои воспитанники стали в жизни стойкими оловянными солдатиками, — рассказывает Татьяна Валентиновна. — Однажды к нам приехала делегация из Северо-Кавказского военного округа. Генералы и полковники прошлись по школе (а глаз-то опытный), посетили учебные кабинеты, побывали на уроках, встретились
с учителями и ребятами. После всего увиденного они сказали: «Это не школа, это академия!»
А самой большой наградой для Т.В. Раман как учителя стал отзыв не генералов, а ее детей — первых выпускников, ведь ей сразу достался 10-й класс. Это была своего рода разведка боем. И.В. Шибинский не делал ставку на молодых или опытных педагогов. Школе нужны были профессионалы. Это-то и подтвердили ребята, когда с весомым багажом знаний, в том числе по русскому языку и литературе, поступили в институты.
Учительские слезы
После года декретного отпуска Татьяна Валентиновна вновь вернулась в школу. Ей как учителю
и классному руководителю доверили четвероклассников. На первых порах воспитательного процесса у нее текли слезы.
— Я думала, что дети меня обманывают, — поясняет моя собеседница. — Они меня обнимали, рассказывали все, что можно и нельзя, выдавая семейные секреты. И вот от этой детской откровенности
я рыдала. А ведь это была ребячья любовь к молодому учителю. Она все разрешает. Когда в 7-м классе половину моих ребят направили учиться в новое здание средней школы №2
по месту жительства, я себя довела до предынфарктного состояния.
Коллеги ей тогда сказали: «Татьяна, а ведь твои дети скоро совсем уйдут из школы». На что ответила:
«И я уйду!». Иначе бы не смогла, ведь в своих мальчишек и девчонок она вложила столько любви, что ее бы уже на других не хватило. Ее дети везде становились победителями:
в военной игре «Орленок», в «Стартах надежд». Вместе с ними она бегала, прыгала, метала гранаты. Были конкурсы бальных танцев, поездки в горы, экскурсии по российским городам. Родители знали: если с детьми Татьяна Валентиновна, волноваться нечего. На последнем школьном собрании они спрашивали друг у друга: «А что мы будем делать? Кто будет заботиться о наших ребятах, знать, где они проводят свое свободное время, с кем дружат, кто с ними пойдет в поход с ночевкой?»
В 1979 году прозвенел последний звонок как для ее ребят, так и для их классного руководителя. Она ушла из средней школы №22 в другую. Но вот уже на протяжении 35 лет Татьяна Валентиновна Раман встречается со своими детьми. Встречи становятся настоящими праздниками сродни далекому школьному детству, когда можно было петь, танцевать да
и просто кричать от радости от того, что светит солнце, рядом друзья
и любимая учительница, в общем почувствовать себя не седовласыми взрослыми, а просто мальчишками и девчонками. Встретившись в этом году, они веселились в кафе так, что соседняя заскучавшая свадьба переметнулась к ним.
— Частенько в анкетах надо заполнить графу «Ваши достижения
за последние пять лет», — говорит Татьяна Валентиновна. — Я бы написала так: «За последние 35 лет я не рассталась со своим классом!» Когда мой немецкий зять, приехав в Майкоп, увидел эти отношения, он сказал: «Я никогда не мог подумать, чтобы учительница так долго дружила
с детьми». Но учитель и ученики ушли в прошлое, теперь мы — просто родственники. Спасибо, что эти дети есть в моей жизни!
Как много
пройдено
Т.В. Раман довелось работать на поприще просвещения в областной школе-интернате, гороно, управлении народного образования, институте усовершенствования учителей, средней школе №2, лицее №19, правовом управлении администрации Президента РА и Кабинета министров РА... Везде необходимы были ее знания, опыт педагога и организатора.
С 2010 года Татьяна Валентиновна работает в лицее №34 социальных и информационных технологий. Она является автором оригинальной методики обучения русскому языку учащихся старших классов. Педагогам России известны семь ее методических пособий, в том числе первое в стране пособие «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ за 30 занятий», представленное издательством АСТ (Москва) как ускоренный курс по уникальной методике, которая значительно повышает грамотность старшеклассников.
Ежегодно в лицее Т.В. Раман организует и проводит неделю русского языка, которая включает разноплановые образовательно-просветительские мероприятия.
Накопленный опыт учебно-развивающей и воспитательной работы, исследовательская деятельность в области методики преподавания русского языка реализовались в диссертационном исследовании («Коррекционная работа по орфографии в X-XI классах общеобразовательной школы») на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, успешно защищенном в 2002 году.
Впереди — новые идеи по совершенствованию учебного процесса и талантливые ученики, ведь учительский путь никогда не кончается.
Зоя Козич.
Фото Аркадия Кирноса.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости