Четверг . 28 Март . 2024

Всем в жизни правит Его Величество Случай. И пусть кто-то поспорит на тему «Человек — сам кузнец собственного счастья», но иной раз стоит сделать всего один шаг в сторону от намеченной судьбой прямой, и можно попасть на параллельную дорогу, которая в один прекрасный день окажется судьбоносной.

Артист Русского государственного драматического театра РА им. А.С. Пушкина Олег Ковалев родился 21 августа 1955 года в городе Зеленогорске, где даже профессионального театра никогда не было. По окончании школы выполнил волю родителей и, выдержав огромный конкурс, поступил в Кемеровский медицинский институт. Но, проучившись год, понял, что это совершенно не та сфера деятельности, которой он готов посвятить жизнь. А вот на вопрос, чем бы он занялся от души, к тому времени Олег, к сожалению, ответить не смог. И, поскольку не испытывал ни малейшей тяги к точным наукам, выбрал био-геофак Красноярского государственного педагогического университета.

Неожиданно учеба Ковалева увлекла. Да и чему тут удивляться? Ведь в то время это была сплошная романтика: костры, палатки, комплексные практики, во время которых студенты успевали побывать в Фергане, Самарканде, Бухаре, Саянах, в Тыве и Хакасии... Но... через 5 лет все это закончилось, и дипломированный преподаватель географии и биологии даже предположить не мог, что его ожидает дальше.

По распределению он попал в одну из сельских школ Манского района Красноярского края. Так руководство университета «позаботилось», чтобы Ковалев, к тому времени уже имевший собственную семью, оказался к ней поближе. Но, главное, то, что должность ему досталась очень уж хлопотная — директор школы. Конечно, кто-то другой обрадовался бы такому взлету, но Олег Николаевич, чьи жизненные установки можно сформулировать известными фразами «Как бы чего не вышло...» и «Семь раз отмерь...», прекрасно понимал, что директор — эта та должность, до которой нужно расти постепенно, вникая в тонкости организационного, административного и хозяйственного процессов. А тут еще, из-за нехватки педагогов, приходилось вести химию, биологию и физкультуру, и жить вместе с девчонками-учителями в общежитии, где функции стен «выполняли» ширмы, и не иметь возможности видеться с семьей... Одним словом, выдержал Ковалев две четверти и отправился в районо с просьбой подыскать ему должность пониже рангом.

Однако районное начальство доводы молодого директора восприняло в штыки, пригрозив уволить по «нехорошей» статье. Выручил Олега знакомый из военкомата, поспособствовавший тому, чтобы парня срочно призвали в армию. И служба в ВДВ, после двух кошмарных четвертей, показалась Ковалеву спасением.

Демобилизовавшись, Олег вернулся в Зеленогорск. Однако в маленьком закрытом городе атомщиков свободных вакансий для учителя географии и биологии не нашлось. Пришлось некоторое время поработать в области

допобразования, в пионерском лагере. И вот тут-то случай свел его с человеком, порекомендовавшим впоследствии Ковалева на освободившееся место географа в Зеленогорской школе №167. Именно здесь он проработал четверть века, и именно здесь нашлась та самая отправная точка, после которой для Олега Николаевича распахнулась параллельная вселенная.

Город атомщиков славился своей передовой системой образования (здесь даже была специализированная Школа космонавтики), обилием учреждений культуры и народным театром — одним из лучших в крае. Но для Ковалева последнее пока не имело значения. Зато была в 167-й школе преподаватель английского языка Инесса Николаевна Червонцева, в свое время окончившая 3 курса Щепкинского училища и решившая подготовить к юбилейному концерту в честь школы отрывок из пьесы А.С. Пушкина «Борис Годунов», предложив Ковалеву главную роль...

Таких криков «браво» будущий артист, пожалуй, никогда и в будущей профессиональной актерской жизни не слышал, а окрыленная успехом Червонцева после юбилея организовала в школе два драмкружка — для детей и для педагогов. С тех пор школа и театр пошли в жизни нашего героя параллельными путями.

Просуществовал кружок недолго, но зерна сомнения в том, что он находится на своем месте, в душе Ковалева посеял. И когда через несколько лет его пригласили срочно заменить выбывшего актера в народном театре, Олег Николаевич согласился.

Ему было 39 лет. Задор, драйв, здоровье — все позволяло совмещать работу в нескольких учебных заведениях и службу Мельпомене. Да к тому же Зеленогорский народный театр был в то время серьезной школой драматического искусства, и подопечные режиссера и педагога Майи Павловны Барыкиной с легкостью покоряли приемные комиссии ведущих театральных вузов страны.

В 2000 году на фестивале народных театров Красноярского края Ковалев был удостоен Гран-при за роль Поля Дюбара в спектакле «Супница» по пьесе Робера Ламуре. Были и другие престижные награды. Но главное, приверженец чеховско-беликовского «как бы чего не вышло» уже был готов сделать шаг в сторону. Шанс предоставился в 2009 году.

К тому времени пенсионер по выслуге лет Олег Николаевич Ковалев по семейным обстоятельствам перебрался в Майкоп. Здесь, опять же случай, свел его супругу с актрисой Русского госдрамтеатра Ларисой Алексеевной Хижней. Именно благодаря ее протекции директор театра Николай Антонович Иванченко согласился посмотреть записи нескольких спектаклей с участием Ковалева и принял решение взять его в штат.

В феврале будет 12 лет, как Олег Николаевич со свойственным ему по жизни сомнением, но с ощущением огромного счастья осваивает новую (уже отнюдь не географическую) параллель. За это время им было сыграно около двух десятков интересных ролей и, по мнению руководства театра, с каждым новым спектаклем создаваемые им образы становятся все более объемными и органичными. Боб Джексон в постановке «Перебор» Херберта Бергера, Глеб

Меркулыч в «Правда хорошо, а счастье лучше» Александра Островского, адвокат Ночелла в «Филумене Мартурано» Эдуардо де Филиппо, Хирин в чеховском «Юбилее», Ландскнехт в «Колыбельной для куклы» Владимира Ганзенко. Эти и другие его работы неоднократно удостаивались положительных отзывов со стороны профессиональных критиков и теплых аплодисментов зрительного зала. Осенью этого года поклонники детективного сериала «Ищейка» режиссера Дмитрия Брусникина смогут увидеть его на экране в роли врача-реаниматолога (вот где догнала его первая профессия). И все это, безусловно, помогает Олегу Ковалеву чувствовать себя в параллельной вселенной уверенно. Равно как и напутствие, бегло начертанное режиссером Юрием Галушко на театральной программке к спектаклю «Мышеловка», где актер впервые сыграл главную роль на профессиональной сцене: «Олег! Ничего больше не бойся! Ты на своем месте. Смело шагай дальше!»

Вера Корниенко.

Фото автора.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости