Среда . 24 Апрель . 2024

Как переименовывали станицы

Принято считать, что массовые переименования населенных пунк-тов  случались только в советские времена. Однако это совсем не так. История Кубани и Адыгеи знает такие примеры и до революции 1917 года.
Так, в ноябре 1909 года войсковой архивариус А.И. Кияшко в рапорте наказному атаману Кубанского казачьего войска сообщает о «неопределенности и даже несообразности» названий некоторых станиц. На будущее он рекомендует: «давать новые названия, если не в честь особых подвигов казачьих, то хотя бы в честь наших атаманов-орлов, которые создали седую казачью славу и приобрели нам этот обильный и раздольный край».
— При войсковом штабе была создана специальная комиссия по переименованиям, которую возглавил начальник войскового штаба генерал-майор А.И. Кияшко. Состав комиссии неизвестен, но очевидно, что кроме самого начальника войскового штаба и, возможно, войскового архивариуса в нее входили старший адъютант войскового штаба есаул Стринский и его помощник есаул Звягинцев, — рассказывает краснодарский историк-архивист, знаток топонимики Сергей Самовтор.
— В целях воспитания молодого поколения в духе великих предков, — писал А.И. Кияшко в отзыве атаману Таманского отдела В.В. Мищенко, — а также в видах увековечения славных имен и событий из истории Кубанского казачьего войска... намечается переименование в исторические славные имена некоторых населенных пунктов в войске, из коих очень многим присвоены или ни на чем не основанные имена, или с добавлением «ново» названия станиц, из выселенцев коих образовался хутор, или же, наконец, по названиям балок, речек и прочее.
Подобные отзывы рассылаются атаманам всех семи отделов Кубанской области, где приводились списки населенных пунктов «с ничего не выражающими названиями», которые желательно заменить на другие, «более говорящие уму и сердцу казачьему имена».
В Майкопском отделе, по мнению А.И. Кияшко, в переименовании нуждались, кроме станиц Гиагинской и Губской, и хутора Александровский, Болгов, Геймановский, Каменномостский, Кубанский, Михайловский, Скобелевский, Черный. Предлагалось и сам Майкопский отдел переименовать в Линейный, так как он был заселен «по преимуществу казаками бывшего Линейного войска».  
К вышеупомянутым отзывам прилагался «Перечень исторических лиц и событий, имена и названия коих желательно увековечить в (название отдела) отделе».
По отдельным именам и событиям были сделаны подробные исторические справки, обосновывающие необходимость их увековечения в топонимии Кубанской области.
В течение нескольких лет (вплоть до начала войны с Германией) велась переписка с атаманами отделов и станичными обществами с целью выяснения происхождения различных географических названий, но не все станичные и хуторские общества были согласны с переименованиями.
Ярым противником изменения исторически сложившихся названий был атаман Майкопского отдела полковник Павел Лагунов.
— Старину надо хранить, а не забывать, — так он объясняет отказ жителей Гиагинской изменить ее название на Бурсаковскую.
В 1914 году волна переименований пошла на убыль, еще несколько единичных переименований было проведено в 1915—1916 годах. Причиной тому были как начавшаяся война, так и отъезд с Кубани главного инициатора и организатора переименований генерал-майора А.И. Кияшко, назначенного в 1912 году наказным атаманом Забайкальского казачьего войска.
Война с Германией внесла свои мотивы в топонимию Кубани. Так, в июне 1915 года сбор выборных станицы Прусской Майкопского отдела, приняв во внимание, что станица названа так в честь принца Альберта Прусского, бывавшего в этих краях во время Кавказской войны, и что «Прусское королевство входит в состав Германской империи, которая объявила нам войну», постановил: «признать такое явление нежелательным и просить атамана Майкопского отдела возбудить ходатайство присвоить станице Прусской другое название, наименовав ее «Романовской» в память 300-летнего царствования Дома Романовых».
— Однако, поскольку в Кубанской области уже имелись поселения с таким названием: хутор Романовский (город Кропоткин) и заштатный город Романовск (поселок Красная Поляна), Кубанское областное правление отклонило это ходатайство и предписало станичному сбору подыскать другое название, — рассказывает кубанский историк.
В этот раз в основу нового названия станичный сбор положил особенности местности: так как в окрестностях станицы «ни реки, ни речушки не имеется» (хотя это было не так — станица стоит на берегу речки Пруссухи, которая у адыгов известна как Тхац), станица Прусская была переименована в станицу Безводную.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости