Суббота . 20 Апрель . 2024

— Саида, для вас, наверное, это был тот самый случай, когда желание и возможность встретились.
— Именно так. Удивительно, но в этом году у меня возникло желание учиться, двигаться дальше. Ведь, чем больше ты знаешь, тем больше понимаешь, какие перспективы для развития. Главное — знаешь точно, что нет какого-то потолка: всего достиг, все знаю, все умею.
— Где проходило погружение в мир «метафизики образов»?
— Поместье, где располагается Институт философии и психологии творчества, называется Shato-de-Shamusso. Здесь находится библиотека, в которой собраны самые значительные книги о художниках со всего мира, здесь работают искусствоведы и студенты, здесь творческая лаборатория и собственно дом Михаила Шемякина. Кстати, здесь суть идеи классификации мирового художественного творчества по образам воспринимается намного точнее. В Майкопе этот проект был представлен в известных выставках «Дети в искусстве», «Рука в искусстве», «Монстры. Мифологические персонажи» и других. Этот авторский проект известен как «Воображаемый музей. Антология форм». В его основе лежит уникальная классификация миллионов образов различных видов искусства.
Вот в этот необъятный мир образов мне посчастливилось погрузиться на 12 дней. У меня при этом был свой интерес: национальный костюм. Для меня это личная тема и профессиональная область знаний в колледже.
Кроме того, наше отделение готовит не только модельеров, но и дизайнеров. Сегодня эта профессия является наиболее востребованной, так как затрагивает все сферы человеческой деятельности.
Для занятий было приготовлено место в прекрасно оборудованной студии. Здесь и телевизор с большим экраном для просмотра фильмов, и удобный стол для работы, и что обязательно — все творческие задания необходимо было выполнить под звуки классической музыки.
За две недели я проштудировала около 43 книг. Это редчайшие издания по искусству, собранные по всему миру.
Задания были разные: на умение составлять гармоническую композицию, связанную с костюмом вообще; задание научиться считывать любой объект и переводить его в метафизический образ. Михаил Шемякин при проверке задания обращал внимание на сочетание цветов, показывал и объяснял, как достигать гармонии в этом деле.
По костюму мне удалось прочитать необыкновенные книги. К примеру, двухтомник «Fashion», который был выпущен Метрополитен-музеем, — это собрание костюма за  XVIII, XIX, XX века. Листаешь и видишь, как менялась мода. Прекрасные фотографии и не менее прекрасные костюмы. Крупным планом отсняты детали — вышивка, аппликации. Это очень богатый материал для модельера, дизайнера костюма.
Увидев мой интерес к теме костюма, мне показали фильмы о создании балетов «Щелкунчик», «Волшебный орешек» и других. В постановке Мариинского театра Михаил Шемякин стал автором эскизов: костюмов, масок, декораций, а также работал над либретто.
За эти 12 дней на разных примерах личного опыта мне было показано, чем можно вдохновиться и как найти интересную идею в том, что уже существует или создано. В этом отчасти отражается идея «метафизики» образа, который рождается за гранью видимого человеческим глазом. Ведь все, что мы видим, можно наполнить новым смыслом, новым содержанием.
Мы говорили о композиции костюма, о цвете в костюме, как работать с историческим, национальным костюмом. В дар библиотеке М. Шемякина была передана книга, которой, кстати, не было — Б. Мальбахова «Декоративно-прикладное искусство адыгов».
— 12 уроков сложились в определенную систему?
— Скорее, я для себя поняла, в каком направлении дальше двигаться, как использовать имеющийся багаж знаний, чтобы работать на новом уровне с костюмом.
— Что это значит?
— Исторический костюм вдохновляет, будит творческую мысль дизайнера-модельера. Здесь можно провести аналогию с работой парфюмера. Исторический национальный костюм — это совершенная, но очень концентрированная эссенция, всего лишь капли которой достаточно для создания интересного и нового аромата. Нужно только разбавить определенным количеством воды. Так и с национальным костюмом. Тогда даже одна деталь в состоянии переменить стилистику современной одежды. Самое главное — не превратить исторический костюм в «сувенирную» продукцию.
— Чем могли бы поделиться со студентами из полученных уроков?
— Во-первых, держать свой мозг в активном состоянии. Это значит не пропускать мимо ничего, все видеть, анализировать. Найти вдохновение можно практически в любом листике, в любом предмете.
Во-вторых, надо копить идеи, собирать их. Не как склад набросков, но в определенном порядке — у каждой идеи должно быть продолжение в анализе, в размышлении.
В-третьих, научиться считывать образ, который наиболее точно подходит для решения задачи. Научить видеть шире привычные вещи.
А преподаватель будет учить мыслить как художник, решать задачи как художник, во всем отражаться как художник, чтобы развивать способность воспринимать мир как множество образов.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости