Пятница . 19 Апрель . 2024

Их деды и прадеды создавали свои анклавы в Белореченском и Апшеронском районах на Кубани и в пригородах Майкопа. Они основали здесь небольшие поселения, занимались в основном скотоводством, земледелием (хлебопашеством) и традиционным для этого региона табаководством.
К концу ХIХ — началу ХХ века армянская община города была весьма малочисленной: в 1897 г. здесь жил 381 армянин (265 мужчин и 116 женщин), в 1902—344 (168 и 176), в 1908 — 540 (256 и 284), в 1915—762 (392 и 370), в 1916—639 (355 и 284).
Основная масса армян появилась в Майкопе в годы, когда Турция проводила геноцид населения Западной Армении.
Долгое время община не имела своей церкви, которую возвели лишь к началу ХХ столетия. Инициатором строительства храма на Армянской улице (ныне улица Победы) был основатель армянского торгового купеческого дома в Майкопе, уроженец Армавира Макар Борисович Терзиев (Мхитар Терзиян), выделивший земельный участок и пожертвовавший на ее сооружение 13 тысяч рублей — сумму по тем временам довольно внушительную. Впоследствии Терзиева похоронили во дворе церкви, но захоронение было осквернено и уничтожено в первые годы богоборчества. Захоронение благотворителя было обнаружено в 2004 году при строительных работах на территории армянского духовно-культурного центра. Церковь была освящена 20 сентября 1901 года во имя Григора Просветителя (IV в.) — вселенского святого, заложившего основы христианства как государственной религии в Армении. Начало строительства во многом связано с именем предводителя Астраханской епархии Армянской апостольской церкви, крупного филолога и историка, архиепископа Аристакеса Седракяна (Мелик-Аракеляна).
Первым священником майкопской церкви Сурб-Григор был Ваан Аскарянц. После смерти Макара Терзиева храм поддерживался усилиями его наследников, а также попечителей (А. Карапетян, И. Перперян, К. Сумбатян, М. Хдшян). Тем не менее церковь, кроме утвари, не имела никаких капиталов и недвижимого имущества. В 1905 г. при церкви основали школу, где учились 48 детей (27 мальчиков и 21 девочка) и работали три преподавателя. К 1915 году здесь было 68 учеников (25 мальчиков, 43 девочки), которым преподавали местные специалисты Ваан и Нвард Канаяны, Эгине Долибегян. Но своего здания школа не имела до 1909 года. Ее строительство обошлось в 16 тыс. руб., школа вмещала 5 комнат, большой зал и неплохую библиотеку — 800 книг. Содержалась она за счет доходов церкви, а также пожертвований прихожан и платы за учебу.
Среди попечителей — представители все того же рода Терзиевых в лице Якова Макаровича (Акоб Мхитарович), также Акоб Варданян, Еремий Мнацаканян, Арутюн Оникян и Мкртыч Саруханян. Сейчас в здании бывшей армянской школы в Майкопе на углу Жуковского и Пролетарской расположен один из корпусов МГТУ. В 1908 году в Майкопе было построено здание Армянского купеческого собрания, ныне — Северо-Кавказский филиал Государственного музея искусств народов Востока по улице Первомайской. В бывшем доме Якова Терзиева на Краснооктябрьской, который был построен в 1903 году, сейчас находятся подразделения городского отдела полиции.
Говоря об армянах Адыгеи, нельзя не упомянуть о такой своеобразной, почти исчезнувшей ныне этногруппе, как черкесогаи. Они сформировались в результате длительного пребывания армян в адыгоязычной среде, когда армяне переняли многие традиции у адыгов. Самоназвание у них тоже было адыгским — «ер-мэлы», и только после основания ими Армавира они стали называть себя «черкесогаи». В этом этнониме соединились названия «черкес» и «гай/ хайк» (самоназвание армян вообще). По преданиям, первые переселенцы из Армении в Черкесии появились еще в XI—XII веках, затем к черкесам стали переселяться армяне из Крыма. Черкесские армяне со временем переняли многие традиции у своих соседей, но оставались приверженцами Армянской апостольской церкви, хотя долгое время и не имели храмов и священников.
Черкесогаи объединялись в отдельные аулы, наиболее известными из которых были Гяурхабль, Егерухай, Адыгой, Хатукай и другие. С конца
XVIII века многие черкесские армяне переселись в Нор-Нахичеван (с 1928 года — южная часть Ростова-на-Дону). Часть черкесогайских переселенцев образовала в 1839 г. отдельный Армянский аул, который с 1841 г. стал именоваться Армавиром. Они образовали также аул Карабета Талдустына (325 жителей) на левом берегу Лабы и другие селения. К моменту основания Армавира на Кубани проживали около трех тысяч черкесогаев. Из них вышли известные купцы и промышленники Тарасовы, Богорсуковы, Аведовы и другие.
В конце XIX в. значительное количество черкесских армян концентрируется недалеко от Армавира, на хуторе Романовском около станции Кавказской. Благодаря близости к железной дороге количество армянских купцов здесь увеличивалось день ото дня.
С ростом армянских общин возникает потребность иметь собственные церкви. В 1868 г. в Екатеринодаре было предпринято строительство на собранные в армянской общине деньги — 30 тысяч рублей — новой каменной церкви. В Майкопе, идя навстречу просьбам армян, в 1895 г. городская Дума выделила для постройки армянской церкви обширный земельный участок, на котором в 1901 г. на средства армянской общины Майкопа была построена церковь, освященная епархиальным чиновником архиепископом Аристакесом.
Из черкесогаев вышли известные в крае купеческие династии: Аведовы, Богарсуковы, Тарасовы и др. Всемирно известный писатель и выдающийся деятель французской культуры XX в. Анри Труайя (Лев Тарасов-Тарасян) — член Французской академии, лауреат многочисленных литературных премий, автор более сотни томов исторических и художественных произведений, всемирно признанный исследователь исторического наследия России. Серия книг «Русские биографии» многократно переводилась на многие языки, миллионы читателей во всем мире изучают по ним историю и культуру России. Его дядя Николай Тарасов (1882—1910) был меценатом Московского Художественного театра. Савва Дангулов — классик советской литературы, многолетний главный редактор журнала «Советская литература», писатель Джамбулат Джагупов и другие. Часть черкесогаев проживала некогда в смешанном ауле Бжедугхабль. Сейчас большая часть потомков черкесогаев живет в Армавире, Краснодаре, Майкопе.
Что касается собственно армян Адыгеи, то до середины 80-х годов прошлого века их община, большую часть которой составляли амшенские армяне, была устойчивой. Они расселились не только в Майкопе, но и в его пригородах, основав хутора Пролетарский (Армянский), Кармир-Астх, Шаумян, поселились в Тульском и Цветочном. Затем в Адыгею начали переезжать карабахские, бакинские и ереванские армяне, которые ныне составляют основу армянской общины в республике.
С начала 90-х годов в Адыгее действуют отделение Союза армян России, другие общественные армянские организации, ансамбль национального танца «Еразанк». В 2012 году возобновилось строительство Армянского культурного центра в Майкопе. По проекту центр займет площадь 400 квадратных метров на улице Западной.
Еще в 90-х годах на территории центра построен храм Армянской апостольской церкви Сурб-Арутюн (Свято-Воскресенский), рядом ведется строительство основного храма общины Сурб-Ованес Мкртыч (Святого Иоанна Крестителя). Есть свой храм Сурб-Арутюн и у жителей хутора Пролетарского, что в десятке километров от Майкопа. Всего в столице Адыгеи сейчас проживают около пяти тысяч армян, которые трудятся в органах власти, в сельском хозяйстве, являются видными предпринимателями. Армянская община в регионе занимает третье по численности место и играет заметную роль в сохранении мира и взаимопонимания на древней и гостеприимной земле Адыгее.
Олег Рассказов.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости