Пятница . 29 Март . 2024
Недавно в Краснодаре состоялась расширенная встреча, посвященная проблемам изучения и преподавания адыгейского языка в школах края. В обсуждении вопроса принимали участие замдиректора департамента внутренней политики администрации Краснодарского края Петр Халанский, начальник отдел краевого профильного министерства Ольга Лозовая, представитель Республики Адыгея при главе администрации Краснодарского края Нальбий Гатагу, руководители краевых и региональных «Адыгэ хасэ» Маджид Чачух и Аскер Сохт, активисты национальных организаций. Как отметили участники встречи, сейчас отношения властей к проблеме сохранения в образовательном пространстве родного языка меняется в лучшую сторону. Дети-адыги имеют возможность изучать родной язык как факультативно, так и в рамках основной учебной программы. Среди проблем — нехватка качественных учебников и квалифицированных педагогов. И здесь основная надежда на вузы и методическую помощь из Адыгеи. Также рассматривалась проблема исчезновения родного языка из семейного общения. Но эту проблему сверху не решить — нужны усилия гражданского общества. Как отмечалось на встрече, министерство образования Краснодарского края планирует провести статистическое исследование в школах, где учатся дети адыгейской национальности, чтобы определить, сколько учителей родного языка требуется, после этого совместно с общественными национальными организациями будут решать проблему кадрового дефицита и финансирования преподавания языка. Отметим, что в школах Адыгеи ­адыгейский язык изучается в обязательном порядке носителями языка. Русские школьники и дети других национальностей изучают по выбору или адыгейский язык, или адыгейскую литературу на русском языке. В 45 дошкольных образовательных учреждениях учебно-воспитательная работа проводится на русском и адыгейском языках. Адыгейский язык в них изучают 6,6 тыс. детей, в том числе 2,5 тыс. — не адыги. В общеобразовательных учреждениях адыгейский язык изучают 60,7 тыс. школьников. Среди основных проблем в преподавании родного языка в Адыгее — отсутствие полного комплекта учебно-методической литературы нового поколения, которая должна соответствовать федеральному государственному стандарту и должна быть в бумажном, электронном виде, а также на аудионосителях. Однако в рамках реализации региональной госпрограммы «Развитие образования» на 2014–2020 годы уже изданы методические рекомендации по учебным предметам в соответствии со стандартами по всем предметам для 5–8 классов, методическое пособие по адыгейскому языку и адыгейской литературе для общеобразовательных организаций с русским языком и с русским (неродным) языком обучения с 1 по 8 класс. Кроме того, республиканское профильное министерство создало творческие группы ученых для разработки учебников. Уже вышли в свет  три комплекта учебников по адыгейскому языку с аудиоприложениями и рабочими тетрадями для начальных классов. Александр Данильченко.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости