Суббота . 20 Апрель . 2024
Джахонгир (Джаник) Хабибуллаевич ФАЙЗИЕВ родился 30 июля 1961 г. в Ташкенте. Узбекский и российский актер, режиссер кино и телевидения, продюсер, сценарист.  Как сценарист, режиссер и продюсер стал участником создания таких картин и сериалов, как «Турецкий гамбит», «Остановка по требованию», «Август. Восьмого», «Легенда о Коловрате», «Громовы. Дом надежды», «Ленинград», «Адмиралъ», «Каникулы строгого режима», «Консультант», «Крепость Бадабер». С 2012 г. руководит экспериментальной мастерской во ВГИКе. С 2015 г. — генеральный директор «Киностудии КИТ». Женат на актрисе Светлане Ивановой, воспитывает дочь Полину. От первого брака имеет сына и дочь. Как уже сообщали «МН», Джаник Файзиев посетил Адыгею. Своим визитом он поддержал образовательный проект «Диалог на равных», который предполагает дискуссионные встречи. Джаник Файзиев встретился с руководством республики, МГТУ, студентами одного из крупнейших вузов Адыгеи, рассказал о своем творчестве, взглядах на современное российское кино и о многом другом. В кулуарах встреч он поделился с читателями «МН» своим мнением по многим проблемам нынешней российской действительности. — Вы диктатор или либерал на съемочной площадке? — Диктатор. Зачастую съемки — это «боевые действия» в море, где последнее слово за капитаном. — Чего никогда не будет в ваших работах? — Никогда не будет депрессии. — Все картины — «дети режиссера». Есть ли самые «трудные, но любимые» среди них? — Как всегда бывает, самый дорогой «ребенок» — последний или тот, который вот-вот должен появиться на свет. Сейчас это уже вышедшая на экраны «Крепость Бадабер» и будущий «Вратарь Галактики». — Вы оканчивали ВГИК сначала как актер, а затем получили диплом режиссера. Решили переквалифицироваться из-за того, что актерская профессия очень зависимая? — На самом деле режиссер еще больше связан обязательствами перед продюсером, продюсер зависит от заказчика и так далее. Лично для меня весь вопрос в масштабе работы: актер в кино занимается только конкретной ролью, как бы одной деталью целого, а режиссер — конструктор, который из множества частей складывает весь механизм. Вот это мне кажется значительно интереснее. — Талант режиссера — это индивидуальность. А продюсерская работа? — Талантливый продюсер — точно такая же редкость. Другое дело, что талантливый продюсер все равно должен искать талантливого режиссера. Собственно, режиссер определяет, каким будет фильм, потому что каждый день на площадке именно он говорит: «Начали», «Стоп!» и задает основные векторы картины. Но продюсер может вмешаться и на стадии съемок, и на стадии монтажа и изменить ход картины. Продюсер вынужден совмещать в себе функции администратора, финансиста и творческого человека в чуть-чуть более трезвом состоянии, чем это делает режиссер. А режиссер — это, прежде всего, художник. — В чем авторитет режиссера? — Как у любого руководителя, в аргументации и правильности постановки задач и принятии решения. — Российская кинофантастика и кинофэнтэзи — это свои каноны или все же вторичность по отношению к западным образцам? — Как у любого жанра искусства, тем более кино, у фантастики и фэнтэзи нет национальности. Есть только общечеловеческие законы восприятия сюжета зрителем, а дальше только антураж, будь то эпос «Нарты» или скандинавские саги, восточные сказки. — Самая дорогая по финансовым затратам ваша работа? — Последняя. «Вратарь Галактики». Бюджет картины составил 15 миллионов долларов. Съемки закончены, идет монтаж и продолжается подготовка компьютерной графики. Она длится уже более года, нужно было писать программы. Сейчас мы вышли на финишную прямую, когда техническая подготовка завершена и начинается, наконец, творческий процесс. Если все будет нормально, в наших планах завершить кино к следующему году. — О чем эта лента? — Это чистая фантастика. Большая галактическая история противостояния добра и зла с большой долей юмора. По сюжету галактическая война, произошедшая рядом с нашей планетой, уничтожила Луну, и полюса Земли сместились. Над столицей России навис громадный инопланетный корабль, где проходит космобол — соревнования, похожие на футбол. От результата игры зависит судьба Земли. Из известных актеров в фильме снялись Евгений Миронов, Елена Яковлева, Дмитрий Назаров, Михаил Ефремов, Виктория Агалакова и другие российские артисты, а также американец Джейми Кеннеди. В картине будет большой объем компьютерной графики от российской студии Main Road Post. Мы рассчитываем, что это будет самое главное событие в кинематографическом пространстве в 2019 году, и все для этого делаем. — Киностудия «КИТ» довольно молодая. В чем видите ее главную задачу? — Мы готовы производить еще большие объемы картин, единственным ограничением для нас являются сценарии, и мы готовы рассматривать новые идеи. Основная задача киностудии — это создание нового героя, дефицит которого сейчас наблюдается. — Вы работаете для массового зрителя. Ваше отношение к снобизму отдельных коллег, считающих, что кино — это прежде всего «искусство не для всех». — Начну с того, что искусство вообще, и кино в частности, никому ничего не должно. Оно либо есть, либо его нет. На него либо реагируют, либо не очень. Кино как самый дорогой вид искусства, конечно, должно быть массовым. Но никому не запретишь жить красиво, и если кто-то хочет снимать кино для себя или своих друзей, пожалуйста. Но я не сторонник господдержки артхауса в любом виде. Мне кажется, на сегодняшний день большая роскошь делать кино, которое посмотрят 25 человек. Только когда мы встанем на ноги, индустрия будет вполне успешной и емкой, тогда имеет смысл государству переключиться с поддержки зрительского кино на поддержку авторского кино, потому что этот сегмент тоже должен существовать. Если мы считаем, что продукция, которую делает киноиндустрия, — это хлеб духовный, то чем мы отличаемся от поддержки сельского хозяйства? Оно субсидируется. Для того, чтобы собрать сотни тонн пшеницы, нужно потратить определенное количество денег. Если мы считаем, что кино — духовный хлеб, почему ситуация не выглядит так же? По сути сегодня продюсеры поставлены на грань выживания. Они рискуют. Сказать, что продюсеры зарабатывают какие-то гигантские деньги, мы не можем. Поэтому продюсер делает это или из любви к кино, или из природного авантюризма. Но нас так мало, что мы легко вычисляем, кто работает из природного авантюризма, и жизнь тихонечко расставляет все по своим местам. — Формула массового успеха ваших картин и российского кино вообще? — Нет такой формулы, на мой взгляд. Каждый раз это хождение в потемках. И каждый раз ты надеешься на успех. А жизнь всегда расставляет все точки над «i». Уровень кинопроизводства растет. К сожалению, для меня как для человека, который любит делать вещи, которые не делал раньше, он растет медленнее, чем хотелось бы. В силу нехватки денег индустрия старается производить проекты проще и понятнее с производственной точки зрения. Когда мы говорим «проще», имеется в виду не только отсутствие компьютерной графики и сложнопостановочных сцен, но и художественные решения в том числе. — Катарсис в фильмах — это важно? — Со времен, когда Аристотель сформулировал понятие катарсиса, это стало важным для всех. В моей работе тоже. Ведь что такое катарсис? Это сопереживание высшей гармонии, имеющее воспитательное значение. И если зритель сопереживает героям моих фильмов, значит, работа удалась, она оставила в его сознании и душе какой-то след, заставила его задуматься. Причем катарсис можно ощутить не только в серьезных или «проблемных» фильмах. Он может возникать и в комедийных картинах. — Самые большие проблемы у людей, которые работают в индустрии кино? — Есть модное сейчас слово «стартап». И все проблемы начала работы в «старт-апе» присутствуют в новой картине в полном объеме. И мы ничем в этом плане не отличаемся от любого другого бизнеса, любой другой отрасли, которая пытается бороться за независимость, в том числе и экономическую. — У российского кино есть шансы завоевать «умы и сердца» массового зрителя в Берлине, Париже, Сан-Франциско или Токио? — Был такой известный режиссер Алексидзе. Он однажды сформулировал такую мысль: «Только по-настоящему национальное может стать по-настоящему интернациональным». Поэтому давайте сначала завоюем свой рынок, чтобы нас полюбил наш зритель, а потом уже будем думать, как привлекать иностранного зрителя. Мне кажется, нам надо еще со своей идентичностью разобраться, чтобы людям в других странах хотелось за нами подглядывать. Лидирующее место в мировом кино сегодня заняли выходцы из англосаксонской культурной среды. Мне, например, тесно в рамках такой северной эмоциональности. Я очень люблю Роберта де Ниро, Аль Пачино, Серджио Леоне, мне нравятся люди горячие, темпераментные, но я понимаю, что они нашли свою нишу внутри этой англосаксонской холодности и сдержанности, в которую никак не вписывается, например, индийское кино. Мы можем внедриться в международный рынок только когда по-настоящему осознаем свою идентичность, по-настоящему поймем, что мы собой представляем, что нравится нам самим, по-настоящему полюбим это, и тогда, заработав сотни миллионов на внутреннем рынке, за пределами отечественного рынка наше кино станет любопытным. — У  вас есть оптимизм по поводу будущего российского кино? — Если бы его не было, я, наверное, занимался бы строительством коттеджей, нефтью или, например, энергетикой. — Когда вы работаете с теми или иными актерами, они становятся для вас «своими», и вы приглашаете их в свои следующие ленты? — Знаете, практически все, кого я снимаю, становятся для меня своими людьми. Становлюсь ли я таким для них? Не знаю. Каждый фильм — это кусок жизни на самом деле. Съемки длятся не один год, и съемочная площадка становится на это время вторым домом. А в доме главное — атмосфера доброжелательности и взаимопонимания. Я такую атмосферу пытаюсь создавать с первого дня работы, поэтому люди открываются на площадке и между нами складываются теплые, душевные отношения. Я сторонник того, чтобы время съемок было приятным воспоминанием для всех его участников. — В ленте «Крепость Бадабер» играли актеры из Адыгеи. Как вам с ними работалось? — Все работали потрясающе. Вообще мы получили огромное удовольствие, работая в Адыгее. Это был большой опыт человеческого внимания и добра. Мы «попали» немного с погодой: нас подтопило, смыло декорации ливнями. Нам и местные власти, и многие другие люди оказали очень большую помощь и поддержку, что нечасто сегодня встретишь. — Как вы все успеваете? — Однажды в магазине увидел диск с фильмом «Дневник Бриджит Джонс», в аннотации к нему было написано: «Жизнь с трудоголиком практически такая же, что и жизнь с алкоголиком, — невыносимая». В эту секунду разрушились мои главные жизненные ориентиры, поэтому я тоже — трудоголик. Не потому, что не могу жить без работы, а потому, что, правда считаю, что если ты хочешь чего-то добиться, хочешь, чтобы у тебя что-то получилось, ты должен работать. Я работаю по 18 часов в сутки, без выходных, но считаю, что не все успеваю. Хотелось бы больше. Александр ДАНИЛЬЧЕНКО.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости