Пятница . 26 Апрель . 2024

— Я постоянно бываю в книжном магазине, — рассказывает А.Ф. Крючкова. — Однажды продавец протянула мне визитку и попросила позвонить по телефону женщине, которая интересовалась любителями творчества великого поэта. Так я познакомилась с Нурихан Кияровой. Когда она мне сообщила, что написала о нем роман, я была шокирована. Что же нового можно рассказать? Показала ей свои книги, собранные за много лет. Оказалось, что она знакома с ними. Меня это удивило. Еще больше я удивилась, когда узнала, что моя новая знакомая — подполковник МВД...
И вот я в гостях у Нурихан. На книжной полке — огромные тома словарей, энциклопедий об Александре Пушкине. Я держу в руках увесистое издание писательницы, написанное в жанре биографического романа, — «Я крови спесь угомонил». Прежде чем высказать свое мнение о нем, приведу слова профессионального редактора Виктора Котлярова:
— Когда Нурихан Киярова предложила мне познакомиться с ее произведением, я, если честно, засомневался. И действительно, на фоне корифеев отечественного литературоведения что может современный литератор сказать о «нашем все», тем более из глубокой провинции? Оказывается, может, особенно если чувство твое велико и светло, если дух твой не знает преград, если взор проникает сквозь время, если пером твоим движет любовь.
Чтобы написать роман о классике, Нурихан пять лет изучала десятки свидетельств современников Пушкина, что позволило ей «войти» не только в круг его друзей, знакомых, близких, но и стать в нем своим человеком. Десятки персонажей в романе — не ходульные образы, распознаваемые лишь по именам, а живые люди.
Под пером Нурихан Кияровой вначале рождается образ нелюбимого родителями арапчонка, потом — вдохновенного поэта-лицеиста, петербургского обаятельного шалуна и дуэлянта, южного и северного краев ссыльного, наконец, гениального мастера слова, подвергаемого гонениям светским миром и завершающим жизнь на Черной речке. Чуткая и страдающая душа поэта бьется в книге в унисон его стихам, которым суждена вечность.
Особенно меня порадовало знакомство с бабушкой по матери Марией Алексеевной. В книгах, прочитанных мною ранее, о ней содержатся очень скупые сведения. А ведь у нее с внуком, судя по роману, была непрерывная духовная связь, она много времени проводила с будущим поэтом. Только бабушка и няня Арина разговаривали с ним на русском языке.
Ярко написана картина, когда пятилетний ребенок читает собственное стихотворение. Он его назвал «Похититель». Это была первая эпиграмма на самого себя:
Скажи мне, почему похититель
Освистан партером?
Увы! Потому что бедный автор
Похитил его у Мольера.
Историческая атмосфера воссоздана так живо, ярко, динамично, будто и нет пролетевших столетий, а все вершится на твоих глазах.
Роман Нурихан Кияровой «Я крови спесь угомонил» прочитала на одном дыхании. У меня сложилось впечатление, что она была свидетелем времени Александра Пушкина: так зримо прописаны события его жизни даже в мелочах, людские характеры настолько образны, что говорят сами за себя.
«Я крови спесь угомонил» — не первый роман Нурихан Кияровой, пишущей под псевдонимом Асна Сатанаева. В центре авторского внимания — моральная ответственность героев за людей, свою родину, будущее.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости