Суббота . 20 Апрель . 2024

 

Жить и не роптать

— Любовь Павловна, все-таки человека определяют его корни. Я знаю, что вы, будучи заведующей отделом городского загса, составили свою родословную. Что подвигло на этот шаг?
— Мне всегда было больно жить без роду и племени. Но долгое время в нашей стране архивы оставались за семью печатями. Когда же наступило время так называемой свободы, я собрала документы, которые рассказали о линиях самых близких моих родственников. Мама из большого казачьего рода Гончаровых, которые в давние-давние времена обосновались в станице Гиагинской. Кормились от земли, хлеб добывали своим трудом и были вне политики. Но тем не менее в 30-м году прошлого века дед был арестован и уличен в антисоветском заговоре. Даже в документах не написано, как и где он погиб. Домашнее имущество было конфисковано, жена и четверо детей остались на улице. Старшему сыну удалось скрыться от большевиков, бабушка и двое маленьких ребятишек умерли от голода. Моя мама осталась одна. Из еды — лягушки, в волосах — вши, на руках и ногах — короста. Такой ее и привезли в детский дом в село Сергиевское. В 16 лет отпустили на все четыре стороны.
Помог ей устроить судьбу председатель гиагинского колхоза: он познакомил сироту со своим племянником Павлом Поповым. Тот приехал на велосипеде и увез маму с маленьким чемоданчиком в Майкоп. Она стала его женой.
Я горжусь тем, что мой папа воевал на фронтах Великой Отечественной войны, был участником парада на Красной площади в ноябре 1941 года, воевал за Москву, дошел до Румынии. Отступая, фашисты отравили там все колодцы с питьевой водой. Папе пришлось долго лечиться в госпитале. Моя бабушка по его линии была русской, а дедушка — неизвестно, об этом никто никогда не говорил. Он и его два брата приехали в Майкоп из Киргизии еще до Октябрьской революции и поселились на Старом базаре, где и свили свое родовое гнездо.
Зачем мне нужна была моя родословная? Чтобы сравнить тяжкий жизненный путь предков и свой, мирный и счастливый, и не роптать. Папа мне всегда говорил: «Главное — мы выиграли войну. А остальное — дело наживное». Жили в бедности, ведь за каждое фруктовое дерево надо было платить налог, но ни на кого не обижались. Поэтому я не понимаю тех людей, которые охаивают сегодняшнее правительство. Надо больше работать, и тогда все будет хорошо.  Этому учила своих детей, а теперь и внуков.
Мамины уроки

— Кто более всего повлиял на формирование вашей личности и образа жизни?
— Мама. Как домохозяйка она все умела делать. Я и двое моих сестер до сих пор удивляемся ее мудрости. Перед тем, как мне ехать в ГДР по месту службы мужа, она мне сказала: «Знаешь, дочка, ты начала жизнь с детей, а надо — с собственного дома. Рассчитывать надо только на себя». Мама оказалась права. По возвращении в Майкоп моя семья, как мне сказали в горисполкоме, лет 20 ждала бы государственную бесплатную квартиру. За такой длительный срок и семейная лодка могла разбиться о быт. А ведь у нас уже был сын. Собрав все сбережения, продав добротные немецкие вещи, мы с мужем купили полдома за рекой Белой, в котором выросли дети, а теперь собираются внуки. Мама преподала мне урок жизни — надеяться только на себя.
В школе я брала пример с классного руководителя Тамары Антоновны Архиповой. Она была предана своему делу, очень любила детей. Поэтому, заметив мои способности к чтению стихов со сцены, начала заниматься со мной индивидуально художественным чтением. Я участвовала во всех конкурсах, занимала призовые места. Это придавало уверенности, что я все смогу преодолеть. Когда после окончания института я приехала в ГДР, места в школе не нашлось, а мне очень хотелось работать, не важно где. Я пошла в политотдел. Начальник развел руками. И тогда я начала читать ему стихи Сергея Есенина. У него даже слезы покатились: вспомнил далекую родину. Мне предоставили место в Доме офицеров, а потом уже и в школе, где поначалу я бесплатно занималась с отстающими учениками.
Как повяжешь галстук...

— Любовь Павловна, какие страницы в своей биографии считаете главными и почему?
— Каждый этап в своей жизни считаю особенным. В третьем классе меня приняли в пионеры. Это была такая честь, что я даже спала в галстуке. На летних каникулах также его не снимала. А галстук был сатиновым, поэтому постоянно скручивался в трубочку. Быть пионером — значит, лучшим, делать свою работу на «отлично», а это — главное для меня. Мои подруги так меня и зовут — «пионерка».
Так уж получилось, что, когда я вернулась в Майкоп из Германии, для меня вновь не нашлось места в школе. А поскольку я была членом партии, меня направили во Дворец пионеров, который я возглавила. Там-то особо пригодились нерастраченная энергия, любовь к детям, творческое отношение к профессии, умение слышать и поддерживать своих единомышленников во благо общего дела. По этим критериям подбирала и коллектив. Было еще одно требование. Может быть, кому-то покажется странным, но мне было интересно знать и об оценках в школьном аттестате зрелости, и в приложении к диплому. Все-таки отношение человека к учебе, а не количество вузов, о многом говорит. Сама я окончила среднюю школу №2 и пединститут практически на одни «пятерки».
— Чем для вас стал Дворец пионеров 70-х годов — местом работы, отлаженной предыдущим директором  (ничего не надо было менять), или удивительным миром детства, который не терпит рутины и шаблонов?
— Моя работа и заключалась в том, чтобы мальчишки и девчонки могли реализовать свои разнообразные таланты. Поэтому во Дворце пионеров была создана первая в Майкопе бальная студия, ансамбль адыгейского танца, инструментальный ансамбль, много кружков: авиамодельный, шахматный, мягкой игрушки, драматический, швейного дела, вокальный, керамики, азбуки Морзе... Естественно, что в старом здании мы не могли их разместить, поэтому базой стали городские школы. Более 50 кружков действовало в них под руководством специалистов Дворца пионеров.
За год (таково было условие Министерства образования РФ) мы обжили новое здание по улице Гайдара, поэтому у нас его не отобрали под школу. Все помещения были предназначены и оформлены для детей. Нашей гордостью стали клуб интернациональной дружбы, школа комсомольского актива, музей пионерской организации города.
Каждый год я, как и другие директора Дворцов пионеров страны, приезжала на учебу в Москву. Возвращалась в Майкоп с новыми идеями. Считала, что если в меня вкладывают деньги, я должна трудиться на «отлично». Выходных практически не было, ведь не все дети могли посещать Дворец пионеров по будням. В этом плане я была «ненормальной», сотрудников подбирала таких же, для которых на первом месте были интересы мальчишек и девчонок. Среди них Ирина Соболь, Людмила Киселева, Галина Шпарева, Тамара Яхутль, Михаил Арзуманов, Амербий Кулов, Геннадий Филиппов...
На всех этапах нам помогали партийные, советские, комсомольские органы. Такая мощная поддержка не словом, а делом приносила плодотворные результаты. Дети не болтались по улицам и не сидели в подворотнях по вечерам.
Многие воспитанники Дворца пионеров стали известными людьми в профессиональном плане.
— Вы руководили двумя коллективами — взрослым и детским. Какими же чертами характера надо обладать, чтобы находить общий язык со взрослыми и маленькими?
— Если хочешь добиться успеха, забудь о деньгах. В первую очередь надо думать не о своем кармане, а о том деле, которое доверило государство. Руководитель должен быть очень искренним и порядочным человеком, понимающим своих подчиненных как в работе, так и в личной жизни. Я могла и веник в руки взять, и покосить траву на территории Дворца пионеров. От этого у подчиненных не уменьшалось уважение ко мне, наоборот, доверия становилось больше.
Мой дом — семья
— Любовь Павловна, вы 13 лет руководили Дворцом пионеров, а затем пришли в городской отдел загса заведующей. Это была карьера?
— Если бы партия не сказала: «Надо!», то я осталась работать с детьми. Это не было повышением в должности. Сказали бы: «Иди до Краснодара пешком!» — я бы пошла, потому что это нужно для государства. Мне доверили важный участок, значит, я должна думать, как лучше и рационально организовать работу коллектива с клиентами. Каждый день в загс на прием приходили десятки людей по различным вопросам.
Конечно, волновалась, когда начала вести обряд бракосочетания молодых людей. Что им сказать? Какие слова подобрать, чтобы они поняли: семья — это не только вздохи на скамейке? Но искренними пожелания будут тогда, когда сама им соответствуешь. Я своей маме говорила: «Я выхожу замуж первый и последний раз. Домой не вернусь, как бы мне плохо ни было». Брак — это не только муж, но еще и дети, которые не должны страдать, если родители не нашли общего языка. Таким образом я воспитывала сына и дочь: «Если унесли чемоданы, назад их не приносите».
Когда регистрировала браки, настраивала себя на то, что передо мной стоят мои дети. После бракосочетания я им говорила: «Если будет трудно, приходите, пострадаем вместе». В загсе был создан клуб молодых семей, в котором занятия вели врачи из роддома, психологи. Прошло много лет, но я встречаю своих взрослых детей на улицах города. Они рассказывают мне о своей жизни, и я радуюсь их успехам, особенно тому, что семьи не распались. Может быть, в этом есть и моя заслуга? Надеюсь!
— Что для вас ваша семья?
— Это моя жизнь! Мама, папа, родители мужа помогали воспитывать детей. Об этом я всегда вспоминаю с благодарностью. Очень рада, что  появилась возможность больше времени проводить с внуками. Довольна тем, что у меня замечательный грузинский зять. Надеюсь, что я — хорошая теща. По крайней мере, живем душа в душу.
— Чему учите внуков?
— Любить Родину! Будучи в ГДР, я очень скучала по Майкопу, России. Там я была никем. Даже птицы по-немецки чирикали. Мой дом всегда был в душе. Мне очень жаль людей, которые уезжают в чужие страны. Родину продавать нельзя! В прошлом году я с внучкой Стешей поехала в Москву. От того, что мы увидели, еще больше загордились своей страной. По приезду в Майкоп сделали стенд с фотографиями достопримечательных мест столицы нашей Родины.
Всегда в строю
— Любовь Павловна, есть ли у вас друзья детства, юности, зрелости?
— Считаю, что умение дружить — главное человеческое качество. Его я храню всю жизнь. Я дружу с одноклассниками, хотя прошло полвека со дня окончания школы. У меня есть друзья по ГДР, живут в Москве. В Майкопе есть клуб подружек «Нефертити», в который вошли известные в городе люди, профессионалы своего дела, помогавшие мне в работе. Это Надежда Чернышова, Нафисет Кушу, Зоя Бацюн, Надежда Сиренко, Екатерина Мещерякова, Раиса Ващенко. В любую трудную минуту мы приходим на помощь друг другу и просто общаемся, вспоминая свое пионерское детство и комсомольскую юность, рассказываем о внуках.
Любовь Павловна Путенко — не из тех людей, которые, уйдя на пенсию, отдыхают. Она постоянно должна быть в движении. Вот уже 11 лет возглавляет ТОС №9, работая не с бумажками, а с людьми. По ее инициативе была разработана схема вывоза ТБО, теперь в микрорайоне за рекой Белой царит порядок. День цветов — тоже ее заслуга: запестрели клумбами придомовые территории. 9 Мая поздравления получают все участники Великой Отечественной войны и трудового фронта... В общем, как в песне «Взвейтесь кострами, синие ночи!», — всегда в строю.
Беседовала Зоя Козич.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости