Четверг . 25 Апрель . 2024

Сегодня отмечается Международный день грамотности. Традиция ежегодно отмечать эту дату берет свое начало из соответствующей рекомендации Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности, состоявшейся в Тегеране в сентябре 1965 года.

О том, насколько важен этот день для современного общества, мы поговорили с преподавателем русского языка и литературы Адыгейского педагогического колледжа имени Хусена Андрухаева Н.Н. Гайворонской.
— Наталья Николаевна, не секрет, что в настоящее время российское педагогическое сообщество обеспокоено снижением уровня грамотности выпускников школ. Как вы оцениваете знания русского языка у ваших студентов? Вообще в последние годы они как-то меняются?
— В моей педагогической практике были разные случаи. Сегодня можно сказать, что уровень грамотности, конечно же, упал. Раньше в колледж приходили студенты, которые были в состоянии безошибочно писать диктанты. Сейчас это скорее исключение, чем правило.
Как известно, в 90-е годы наблюдался спад рождаемости, и последние несколько лет конкурс на педагогические специальности, как, впрочем, и на многие другие, был невелик. Поэтому выбирать было особо и не из кого. Обучались и по-настоящему безграмотные, не знающие элементарных правил студенты. Такие, к сожалению, есть и сейчас. Мы с ними начинаем с программы начальной школы — правописание безударных гласных, парных согласных, учим словарные слова. Так, конечно, не должно быть. Но, стоит отметить, что последние пару лет ситуация налаживается. У нас снова есть конкурс, мы можем выбирать самых лучших, с высокими баллами в аттестатах.
— Кто сегодня приходит в педколледж?
— Учиться сейчас к нам идут в основном те (так было и раньше, так сказать, в лучшие времена), кто выбрал педагогическую профессию осознанно. Вот, например, совсем недавно я опросила свою группу первокурсников, почему они пришли именно в педколледж, и получила интересные ответы. Кто-то говорил просто — люблю детей, у кого-то в семье есть учителя, даже династии. Это очень хорошо: они знают, зачем пришли.
— Какие методы вы используете в своей работе с будущими педагогами?
— Грамотность подразумевает умелое и правильное написание текста, в то же время — это еще и искусство говорить. К нам приходят дети после школы и не знают многих элементарных правил. Это недоработка учителя, в первую очередь. Перескакивая с темы на тему, некоторые из них просто не дают ученикам достаточно усвоить материал.
В своей работе я использую несколько методов, делая акцент на системный подход, ассоциативную и зрительную память. Так, например, со студентами мы делаем опорные конспекты — несколько правил объединяем в таблицах, так им легче запомнить, например, написание «не» с частями речи. Также действенным способом является подача материала в стихотворной форме, которая помогает легче запоминать правила: они остаются в памяти на много лет. Здесь и орфоэпические нормы, и грамматика. Вообще занимательные материалы, иногда даже в форме сказки, намного лучше запоминаются. Но для этого нужно проявить фантазию, потратить время. Не все педагоги этим хотят заниматься.
— В чем, по вашим наблюдениям, таятся причины тотальной безграмотности, которую мы можем наблюдать сегодня практически во всех сферах нашей жизни?
— Когда ушла советская школа — ушла и грамотность, вообще наступил общий духовный спад. Люди постарше еще относительно грамотны, потому что то, чему научили с детства, не забывается. Я очень благодарна своим учителям, это касается не только русского языка или литературы. Всем, кто вкладывал в нас настоящие знания, сохранившиеся на многие годы. Это были другие времена и другой уровень старательности учителей. К сожалению, сейчас многие педагоги снимают с себя ответственность за знания своих учеников. Чуть что — сразу отправляют к репетитору.
Еще влияет и нежелание самих учащихся становиться грамотными. Отовсюду они слышат, что нужно жить сегодняшним днем, подменяются истинно духовные ценности материальными. Это телевидение, радио и, конечно, интернет.
Всемирная паутина — это отдельная тема. Дети проводят огромное количество времени в социальных сетях, там они пользуются всевозможными сокращениями, сленгом, все это становится привычным даже для взрослых.
Кончено, изменения в лучшую сторону есть. Я сужу об этом, в первую очередь, по своим студентам. Вчерашние школьники сегодня уже становятся более заинтересованными в хорошем образовании, они активны. Но все-таки проблемы есть, и очень большие.
— Что должно сделать общество, чтобы хотя бы приблизиться к прежним идеалам?
— Пожалуй, самый важный момент — это чтение. Большое влияние на снижение грамотности оказывает то, что книга уходит на второй план, ее вытесняет интернет, которым активно пользуются дети и взрослые. Это существенно мешает приобретению навыков хорошего письма и речи. Нужно больше читать, а взрослым — подавать пример своим детям. Ведь когда-то Советский Союз был самой читающей страной в мире. В семье, где нет книг, где родители не приучают ребенка к такому важному занятию, грамотных людей можно редко встретить. Важно выбирать и хорошие книги, русскую классику, например, ничто не заменит.
— А вы что любите читать? И как относятся к чтению ваши студенты?
— Я настоящая поклонница Льва Толстого, постоянно перечитываю его произведения. Моя любимая героиня со школьного возраста — Наташа Ростова. Для меня она — идеал нравственности и русской женщины. Еще из классиков — Антон Чехов, Марина Цветаева. Интересны мне и Карлос Кастанеда, Харуки Мураками, Пауло Коэльо.
Со студентами мы часто обсуждаем любимые произведения, что-то я им советую прочесть, а что-то они мне.
В своей работе я старюсь связывать литературу и русский язык. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести», как писал поэт Вадим Шефнер. Высокохудожественные тексты воспитательной и эстетической направленности использую, например, для диктантов. В этом мне помогают произведения Д.С. Лихачева, наполненные глубоким смыслом и безупречным языком. Часто обращаю студентов к славянской азбуке, славянской культуре.
— Отмечаете ли вы в колледже Международный день грамотности?
— Конечно, все-таки готовим будущих учителей и просто грамотных людей. Специально к этой дате мы выпустили буклеты, в которых можно найти всю информацию о дне грамотности. В рамках даты у нас пройдет целый ряд мероприятий. Мы проведем традиционный конкурс сочинений «Я русский бы выучил только за то...» и открытые уроки. Насколько владеют русским языком наши студенты, покажет экспресс-диагностика «Проверь свою грамотность».
— И напоследок, каким вы видите будущее русского языка?
— Как неисправимый оптимист, я все-таки надеюсь, что мы сможем вернуться к прежним идеалам. Нам просто необходимо возрождать из пепла все наши лучшие качест-ва, развивать в наших детях и, конечно же, в себе нравственность, патриотизм, вспомнить, кем мы были. Тогда придут и грамотность, и любовь к литературе, и правильные жизненные ориентиры, о которых нам говорили классики.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости