Суббота . 20 Апрель . 2024
Встречи с ювелиром, металлургом, народным художником Адыгеи Асей Еутых в канун  наступления очередного Нового года стали для «МН» уже традиционными. Именитая мастер и искусствовед ежегодно дает повод для интересных встреч: 12 лет назад Ася Еутых и журналист Светлана Тлехас придумали свой  культурно-исторический проект черкесского календаря, посвященного представителям животного мира и персонажам мифов и легенд Адыгеи. В основу календаря лег 12-летний круг животных, посвященных каждому его году. Он слегка напоминает популярный ныне восточный зодиак, но с поправкой на реалии Северо-Западного Кавказа. Так, в нашем календаре Тигра заменил возрождаемый ныне в регионе Леопард, а традиционная для Азии Обезьяна превратилась фантазией творческого дуэта Аси Еутых и Светланы Тлехас в Лесного, или Снежного человека. Кроме того, к амулетам животных из фирменного сплава Аси Еутых под космическим названием «ювелус» прилагается цикл «Сказок бабушки Кадырхан», сочиненных Светланой Тлехас по мотивам историй и легенд, услышанных в детстве Асей от своей любимой бабушки из старинного рода Паковых, который, по преданиям, произошел от легендарного покровителя небесных сил природы из нартского эпоса Пако. Цикл создания амулетов и сказок начался 12 лет назад, когда впервые Ася Еутых отлила маленькую фигурку дикого кабана, который стал символом Нового года. И вот круг времен замкнулся. — Ася Аслановна, круг животных и мифических персонажей завершен. Что дальше? — Да. Время неумолимо. И вот уже промелькнули 12 лет. Но это не означает, что не будет новых проектов, новых произведений и новых сказок. Ведь как говорит древняя мудрость, окончание чего-то, одновременно является началом чего-то совершенно нового. В этом году я представляю на суд почитателей сразу два новогодних амулета — кабана и фигурку древнеадыгского божества леса Мэзытха верхом на нем. Это во многом реплика самых первых амулетов, с которых начался проект. К амулетам прилагается и сказка «Мэзытха и золотой кабан», вышедшая из-под пера Светланы Тлехас. Как и прочие, записанные по мотивам рассказов моей бабушки Кадырхан, новая сказка повествует о древних традициях нашего народа, призывает любить окружающий мир, его обитателей. Вполне возможно, что все персонажи, которые появились в результате проекта создания символов года, вскоре получат новую жизнь уже в виде небольших скульптур из металла. И кое-кто обретет и новое измерение в нашем историко-культурном парке в Хамышках. Думаю, что тот же Мэзытха там обретет свою постоянную «прописку» в виде полномасштабной скульптуры, ведь именно горы Кавказа, покрытые лесами, были его владениями. — Чем еще интересен этот персонаж адыгской мифологии? — Это одно из моих любимых созданий нашего фольклора. Он считается покровителем лесов и охоты, ему посвящался теперешний месяц ноябрь, когда адыги активно охотились в горных лесах. Поэтому благоволение или гнев Мэзытха были очень важны для охотников. И что любопытно, именно на кабане с золотой щетиной Мэзытха разъезжал по своим владениям и следил за порядком. Это божество — воплощение справедливости и мудрости. И несмотря на определенную суровость, Мэзытхе свойственны лукавость, ироничность. Пока, к примеру, бог воинов  Зэкотх в легендах отправляется в дальние походы, обучает воинов своему искусству, Мэзытха следит за порядком в лесу, выражаясь современным языком, сохраняет природный баланс, не давая охотникам добывать зверей больше, чем нужно для пропитания или других целей. Брать от природы, леса в меру — это главная заповедь Мэзытхи. — Его спутник — золотой кабан. Каков он? — Вопреки современным стереотипам лесной кабан — мэзыкъо, он же вепрь, это воплощение силы, напористости, ума, определенной хитрости, сообразительности, плодовитости. Ведь кабан способен найти и проторить путь в самых глухих зарослях и чащобе, там, где не пройдут ни конь, ни другие животные. А еще это животное, которое умеет заботиться и защищать свое потомство. Не зря в давние времена он был так популярен у адыгов. Об этом свидетельствует топонимика. Например, известны такие «кабаньи» названия, как хребет Котх или многочисленные балки Кожеко. Можно также вспомнить фамилию Кохужев. Кстати, так называлось и урочище на территории современного Майкопа, известное в истории как балка Когож или Кохужевых. — Чем огорчил или порадовал вас уходящий год, и что ждете от наступающего? — Я, наверно, удивлю, но огорчений я не заметила. Возможно, что-то подобное и было, но я как человек, если не фаталист, то верящий в некий промысел небес, стараюсь не роптать на неудачи. Испытания для того и даются, чтобы переживать их достойно. Были неожиданности, как например, недавняя простуда, которая «не брала» меня очень долго, тем более, что я поклонница здорового образа жизни, занимаюсь закаливанием. Потому скажу, что год был плодотворным не только для меня, но и для всех моих близких. Появились новые идеи, открылись новые возможности. Конечно, не все из задуманного удалось реализовать, но, значит, для этого еще не наступило нужное время. Поэтому и в будущее смотрю с оптимизмом, чего и желаю всем жителям и гостям нашей республики. Радует, что наша древняя земля с каждым годом привлекает все больше и больше гостей из других регионов и стран, которые искренне восхищаются красотами Адыгеи и душевностью ее жителей. — О реализации задуманного. Скоро ли откроется ваша «Золотая кладовая» и школа мастерства? — Надеюсь, что скоро. Во всяком случае, подвижки в ее создании уже есть. Построено здание в городском парке, понемногу идет его внешняя и внутренняя отдел­ка. Есть проект расположения всех помещений кладовой. Кстати, содержанием выставочного комплекса уже интересуются многие музейщики, например, из Британского музея. Искренне уверена, что после того, как кладовая распахнет свои двери для посетителей, Адыгея­ и Майкоп станут притягательны для еще большего числа людей в мире, которые будут приезжать сюда, чтобы глубже познать историю и традиции нашей древней земли. Адыгея — древняя и удивительная земля, на которой изначально жили самые разные этносы и народы. Каждый из них имел свои традиции и обычаи, но всегда эти народы находили между собой взаимопонимание, впитывали традиции друг друга. Верю, что все самое плохое, что могло случиться на нашей прекрасной земле, с нашим народом, уже случилось и осталось в прошлом. А впереди нас ждут мир, взаимопонимание, благополучие ради наших детей и внуков. — Тем не менее нельзя не сказать, что в мире по-прежнему неспокойно. Вы все так же верите, что красота спасет мир? — Безусловно, а иначе быть не может. Только добро, спокойствие и любовь способны творить красоту и создавать благо. Зло — это не просто отсутствие добра. Это полная противоположность добру. А значит, у человечества нет другого пути, как стремиться к добру, любви и свету. Жаль, что этот путь со столькими препятствиями. И все же будем надеяться, что добра и света в наступающем году станет в мире больше. В каждой семье, в каждом городе или селе, в каждой стране. Александр Данильченко. Мэзытха и золотой кабан Один из любимых героев нартского эпоса — Мэзытха — Бог леса.  Он охраняет лес и его обитателей, ведет учет приплода, бережет живность и растения. Охотникам разрешает входить в лес только с тремя стрелами — чтобы не настреляли лишнего. Мэзытха помогает добрым людям, указывает путь к целебным травам и кореньям, подсказывает, где созрел хороший урожай орехов, кизила и яблок. В легендах и песнях говорится, что Мэзытха по своим делам разъезжал верхом на золотощетинном кабане, а откуда взялся этот кабан, и почему у него щетина была золотой, не знал никто. А дело было так. Мэзытха был всесильным богом, который вершил судьбы всех обитателей и гостей леса, будь то животные или растения, охотники или собиратели кореньев. У Мэзытхи на голове были маленькие серебряные рожки, а вот уши у него были большие, чтобы слышать все, что творится в лесу. Птицы, прилетая к Мэзытхе, чтобы рассказать последние новости, усаживались на его рожки и щебетали-щебетали, докладывая обо всем, что случилось. Одно у Мэзытхи было плохо — ножки маленькие и слабые. Не любил он ходить далеко, но что поделать — служба такая, что надо было своим оком видеть, что в лесу происходит. И однажды в своих странствиях по горной чащобе забрел он в такой бурелом, что отчаялся оттуда выбраться. Позвал он на помощь по-медвежьи — не смог медведь раскидать деревья, чтобы вызволить Мэзытху. Позвал орлов — и орлы не смогли сдвинуть вековые стволы. И даже огромные зубры не сумели помочь Богу леса. Тогда крикнул Мэзытха по-кабаньи, прибежал на зов могучий кабан, увидел, что ни один зверь не смог справиться с буреломом, рассердился на них, распыхтелся, затопотал копытцами, выставил свои острые клыки и рванулся вперед. От его клыков разлетались в cтороны стволы и ветки, только треск стоял. В мгновение ока раскидал кабан завал и вызволил Мэзытху. За это главный Бог нартов — Великий Тха — наградил кабана: отломил от солнца луч, позолотил могучему зверю щетину и приказал ему быть верным спутником Бога леса Мэзытхи. Стал Мэзытха разъезжать по свету верхом на золотощетинном кабане и горя не знать. И с тех пор у всех кабанов поросята рождаются с золотыми полосками на спинке, а там, где кабан роняет золотую щетинку, вырастает золотой целебный цветок, позднее его назовут зверобоем. Стоит верить адыгским легендам, которые наделяли кабана силой, умом, хитростью, умением преодолевать все препятствия. Отнеситесь с почтением к этому символу семьи, плодородия и щедрости — и он будет всегда помогать вам. Сказку записала Светлана ТЛЕХАС.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости