Четверг . 18 Апрель . 2024

На последний новогодний вечер к нам в школу пришла корреспондент областной газеты «Адыгейская правда» Майя Яворовская и попросила написать заметку об этом событии в жизни 10-го класса. Через три дня я дрожащими руками открыла массивные двери редакции и оставила журналисту свое детище — 12-листовую тетрадь, всю исписанную моими впечатлениями о школьном вечере.
Начались дни ожидания. Каждый раз я бегала к газетному киоску. И вот этот знаменательный день наступил: на 4-й странице в «подвале» я увидела информацию в несколько предложений — чужие слова и мысли, но подпись — З. Козич. А где же мои воспоминания о чудесных школьных годах? Но поддержали родители, ведь все-таки газета была серьезной — партийной. Желание стать журналистом привело меня в Ростовский госуниверситет. Не пройдя по конкурсу, вернулась в Майкоп и начала сотрудничать с областной газетой.
Думаю, что мои учителя — М. Яворовская, А. Лаврищева, Х. Баладжиян — правильно сделали, что сразу, как говорится, бросили в реку жизни. Выплывет? Меня, не знавшую Адыгею, сразу начали посылать в районы. В станицу Гиагинскую поездка оказалась удачной: написала добротный материал о швеях Дома быта, у которых механиком в бригаде работала девушка, что по тем временам, в 70-х годах прошлого столетия, было редкостью. Меня настолько это удивило и заинтересовало, что героине пришлось рассказать о всех тонкостях своей профессии.
Тогда я поняла первую заповедь журналиста: проявлять неподдельный интерес к человеку, о котором собираешься писать, о его жизни во всех ее проявлениях — работе, семье, увлечениях.
Получила я «хороший» урок и от поездки в аул Кошехабль. Мне дали задание написать статью о молодежной бригаде доярок местного колхоза. Не созвонившись с руководством, я утром на автобусе приехала к месту командировки. Не знала же я тогда, что дойка начинается в 5 утра. На ферме нашла только буренок. Вместо того, чтобы расспросить, где живет бригадир передовиков производства, я решила дождаться вечерней дойки. При этом не подозревала, что общественный транспорт курсирует по другому расписанию. Все же удалось встретиться с дояркой, но к трассе добиралась уже пешком. Ни одного автобуса. Когда уже начало смеркаться, появилась легковая машина, идущая в сторону Майкопа. Увидев одиноко бредущего человека, водитель остановился. Хороший человек попался, даже денег не взял. Самое главное — в газете была опубликована зарисовка о сельских девушках. Вот такие горе-строчки.
Этот урок мне пригодился, когда я, учась в РГУ, проходила ежегодную практику в различных газетах. Для начала — в районках — в российской глубинке. Мне бы приехать в Адыгею, но я выбрала свою малую родину — Тамбовскую область. Редакция районной газеты находилась в городе Моршанске, а в нескольких километрах от него — деревня, в которой жила моя бабушка. У нее я и решила пожить. Добраться до города и назад можно было по железной дороге.
Когда я представлялась главному редактору, почему-то постеснялась сказать, что живу в деревне. Вместо нее назвала бывший районный, можно сказать, цивилизованный поселок Ракша. Раз так, меня и направили туда, чтобы я сделала интервью с директором Дома культуры. Это стало иронией судьбы. Дело в том, что из бабушкиной деревни до того поселка не было никакого сообщения, кроме «попуток», но и те — редкость. Встав рано утром, я пешком направилась в Ракшу. Выполнила редакционное задание и на своих двоих — назад, в деревню — 14 километров. Через день вышаганные строчки легли на стол к руководителю практики.
Ректорат университета предоставил нам удивительную возможность выбирать самим место практики. После третьего курса мы с подружкой приехали в Пятигорск в редакцию краевой газеты «Кавказская здравница». Нам предоставили общежитие, а вот питаться надо было за свой счет. Утром — манная каша в столовой, а обед — с роскошным меню в буфете горисполкома, так как редакция газеты находилась в его здании. Правда, денег у нас хватало на жареного палтуса с пюре и оладьи со сметаной. Но они были так вкусно приготовлены, что уплетали их за обе щеки каждый день. В «Кавказской здравнице» мы познакомились с замечательным поэтом Геннадием Колесниковым, автором слов известной песни «Тополя, тополя, солнцем коронованы...». Чем запомнилась та практика? Главный редактор старался давать студенткам такие темы, чтобы они были нам интересны, а свободное время — насыщенным. Побывали мы в лермонтовских местах, совершили путешествие в Кабардино-Балкарию, в Чегемском ущелье попили чистейшей воды в долине нарзанов, поели шашлыков на вершине горы Чегет, увидели Эльбрус...
Журналистская судьба уготовила пройти практику в городской газете «Северодвинская правда» Архангельской области — в закрытом городе строителей подводных лодок. За первые публикации, которые понравились главному редактору, он нам с подругой назначил хорошие оклады плюс северные. А на словах сказал: «С вами можно работать, а студенты из МГИМО даже информации не сумели написать».
О той практике на память остался мой фельетон «Директивное платье». Суть состояла в том, что дирекция Дома культуры не пропускала на вечера танцев юношей и девушек без вечерних платьев и костюмов. Критическая публикация задела за живое читателей, городское и областное начальство. Она была перепечатана в областной газете «Архангельская правда». Чиновники получили по заслугам.
А наша с подругой последняя студенческая практика закончилась путешествием на теплоходе на Соловецкие острова — удивительное место духовного возрождения. Но ведь печатное слово этим жило, живет и будет жить.
Зоя Козич.
Фото из личного архива.



Подписывайтесь на нас в соцсетях:

Комментарии

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

Видеоновости